Віртуальны метадычны кабінет

Занятие по воспитанию толерантности с элементами сказкотерапии

25.07.2022
развернуть

ЧЕГО ЖЕЛАЮТ ЛЮДИ.

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Холодинская     Анастасия Владимировна,

заместитель директора по основной деятельности

государственного учреждения образования «Томковичский учебно- педагогический комплекс ясли-сад – базовая школа» 

Цели и задачи: воспитывать у детей чувство толерантности, ответственности в совершении добрых дел; учить осознавать свои желания; понимать, что желания людей могут отличаться и нужно уважать чужое мнение, учить считаться с мнениями другого человека через игровую деятельность и элементы сказкотерапии; способствовать развитию креативного мышления, творческого воображения, внимания и усидчивости, развитию мелкой моторики рук и навыком конструирования.

Оборудование: мультипликационный фильм по сказке В.Г.Сутеева «Цветик-семицветик» или текст сказки, заготовка для аппликации из цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш, картон, «волшебная палочка» и игрушечная фея.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Педагог приветствует детей и отмечает, что сегодня на занятие прилетела фея и принесла с собой «волшебную палочку». Демонстрирует фею, которая исполняет желания и отмечает, что сегодня будет необычное занятие, а волшебное.

Ритуал приветствия. Дети становятся в круг и передают друг другу «волшебную палочку», при этом им предлагается поздороваться в разной форме без повторений и называть друг друга именем в уменьшительно-ласкательной форме: «Доброе утро, Машенька!», «Здравствуй, Петенька!», «Хорошего дня, Сашенька!» и т.д. Педагог обращает внимание, что интонация должна быть искренней и напоминает о необходимости в установлении зрительного контакта с тем, к кому они обращаются.

Упражнение «Рисунки на спинке»[1].

Педагог и дети становятся «паровозиком» друг за другом, на расстоянии в один шаг друг от друга. «Фея рассказала мне, что вы все очень любите рисовать. Сейчас, - говорит педагог, - я расскажу вам историю, которую мы с вами нарисуем друг у друга на спине. Но рисовать будем необычным способом, ни красками, ни карандашами, а пальчиками. Приготовим лист бумаги, разгладим его (дети гладят ладошками спинку впереди стоящего игрока).

Жил – был мальчик или девочка (дети рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в парке (дети рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (дети изображают пальчиками идущие «ножки»). Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими поворотами (дети всё это отображают на спинке). Светило яркое солнце (дети пальчиками рисуют солнышко). Солнечные лучи нежно ласкали спинку мальчика (дети ладошками гладят спинку игрока). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался дождь (дети постукивают по спине, изображая капли дождя). Затем пошёл град (постукивают легонько кулачками). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (дети пальцем рисуют весёлые рожицы) ...

Вопросы для рефлексии:

  • Было ли приятно участвовать в игре?
  • Что было приятнее, рисовать или ощущать рисунки на спинке?
  • С кем вы сможете поиграть самостоятельно в эту игру?

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Просмотр мультфильма «Цветик –семицветик» или чтение сказки В.Г.Сутеева с иллюстрированием и последующим обсуждением.

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев вам понравился больше всего?
  • Как вы оцениваете поведение девочки Жени? Считаете ли вы, что она правильно потратила свои лепестки?
  • Почему мальчик не смог поиграть с Женей?
  • Как вы оцениваете поступок девочки Жени, которая истратила свой последний лепесток на выздоровление мальчика? Кто из вас поступил бы точно также?

Игра «Замри». Педагог сообщает, что фея предлагает ребятам поиграть. Дети по кругу импровизируют различные движения: бегают, кружатся, скачут, прыгают. По сигналу феи (взмахнуть волшебной палочкой и сказать «стоп»), дети должны замереть в той позе, в которой были в момент сигнала. Тот, кто пошевелиться, проигрывает и выбывает из игры. Игра продолжается несколько раз.

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

         Игра «Принесла я вам цветок». Педагог показывает детям аппликацию из цветной бумаги «Цветик-семицветик» и демонстрирует из каких частей он состоит.

Принесла я вам цветок,

Вот головка, вот глазок,

Вот зелёный листок,

Вот зелёный стебелёк.

         Педагог предлагает детям ещё раз назвать и показать части цветка.[2]

Аппликация «Цветик-семицветик». Педагог предлагает самостоятельно изготовить каждому волшебный цветик-семицветик. Ребята вырезают лепестки, листики, головку цветка из цветной бумагу, наклеиваю детали на картон. «Теперь, когда ваши цветики – семицветики готовы, я предлагаю каждому загадать своё самое заветное желание». Ребятам даётся несколько минут подумать. Затем педагог предлагает детям по кругу озвучить свои заветные желания и произносит: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг: лишь коснёшься ты земли – быть, по-моему, вели!». Каждый демонстрируя свой цветик-семицветик, рассказывает о своём самом заветном желании. Эти детские мечты и желания педагог может записать на обратной стороне аппликации для обратной связи с родителями.

Заключительная рефлексия.

  • Важно ли знать и уважать мнения и желания близких людей, своих родных, друзей?
  • Понравилось ли вам сегодня наше занятие?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какой урок вы извлекли из нашего занятия?

Ритуал прощания. Ребята по очереди говорят друг другу: «До свидания!» и все хором: «Спасибо!».

 

[1] Башлакова Л.Н. психологические занятия-тренинги в детском саду: пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошк.образования/Л.Н.Башлакова, Л.А.Мартынова. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 232 с.

[2] Поиграйте со мной дома: консультации по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста/ [сост.: О.С.Ярмошук и др.] – 2-е изд. – Мозырь:Белый ветер, 2013. – 56, [22]с.

свернуть

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.

25.07.2022
развернуть

ВОЛШЕБНАЯ ПЕСОЧНИЦА.

 

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ПУТЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.

 

Холодинская Анастасия Владимировна,

заместитель директора по основной деятельности

"Томковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - базовая школа" 

Цель: помочь детям раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольных учреждений.

Задачи:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду средствами песочной терапии и игр; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие навыков межличностного общения (ребенок-ребенок, учитель-ребенок); развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения; развитие внимания, речи, восприятия, воображения.
  2. Методическая помощь и обучение воспитателей дошкольных учреждений методам и методам групповых и индивидуальных занятий с элементами песочной терапии в адаптационный период.
  3. Формирование активной позиции законных представителей детей раннего и младшего дошкольного возраста к процессу адаптации детей.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста очень привлекают игры с песком. Песочница — это место встречи сверстников, место первого взаимодействия с ними. Педагогу, заинтересованному в создании комфортных условий и эффективном взаимодействии с детьми в адаптационной группе (периоде), следует обратить внимание на комплекс упражнений и игр. Воспитателю необходимо быть активным участником процесса таких игр, чтобы помочь ребенку не только адаптироваться к новым условиям жизни, но и освоить навыки взаимодействия как с другими детьми группы, так и непосредственно с воспитателем. Следует помнить, что одним из важных условий адаптации детей раннего возраста является их вовлечение в образовательный процесс. Чем активнее ребенок в этот период,

Игры и упражнения могут быть использованы психологом-педагогом в стационарной песочнице для индивидуальных занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации в дошкольном учреждении. В раннем и младшем дошкольном возрасте рекомендую использовать пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, физкультурные минутки и, конечно же, традиционные развивающие игры.

Игровая деятельность «Чаепитие».

Оборудование: чайный или кофейный пластиковый набор игрушек, песочница.

Ход урока.

         Воспитатель предлагает устроить чаепитие в песочнице. В чаепитии могут участвовать игрушки, которые дети принесли с собой из дома. «Что нужно для чаепития? Правильно, его нужно приготовить, а для этого нужны определенные блюда». Дети перечисляют блюда, которые они видят в песочнице.

 

Физкультурная минутка "Посуда"

Вот большой стеклянный чайник,

Он очень важный босс

руки на поясе, поворачивается вправо-влево

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

приседания

Вот фарфоровые блюдца,

Просто ударь по нему, и он сломается.

крутиться на месте

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

руки подняты вверх

Вот пластиковый поднос.

Он принес нам посуду.

руки вытянуты вперед

         Воспитатель: «А теперь давайте приготовим чай для наших гостей. А для этого нам нужно...? Правильно, чайник!

Физкультурная минутка «Чайник».

Я чайник, ворчун, возмутитель спокойствия, бардак,

Я показываю тебе свой живот.

дети стоят, одна рука согнута, как носик чайника, другая держится на ремне; животики раздуты

Я завариваю чай, булькаю и кричу:

топать

- Эй, чувак, я хочу попить с тобой чаю!

совершать призывающие движения правой рукой, как бы призывая

         Воспитатель: «Скучно так чай пить». Нам нужно испечь угощение. Какое угощение мы можем приготовить с тобой из сухого и мокрого песка к нашему чаепитию?»

 

Игра «Я испекла пирог».

         Воспитатель предлагает испечь пироги. Дети играют с сухим и мокрым песком.

Если насыпать песок,

«Ты будешь печь пирог!

Твой песок будет сухим -

Вы не будете строить свой собственный дом.

 

Пальчиковая гимнастика «Олодушки».

Руки, руки,

Бабушка блины пекла,

хлопать в ладоши

Маслом поливают,

Отдала детям.

круговые движения ладонями рук

Даше - два, Паше - два,

Ваня – два, Таня – два.

теряют два пальца, обзывая детей в песочнице

Она всем дала.

руки в стороны

         Воспитатель: «Чаепитие получилось отличным. Наши игрушки очень довольны и говорят нам: "Спасибо!"

Пальчиковая гимнастика «Мои руки».

Раз, два, три, четыре, пять!

Давайте посчитаем пальцы -

Сильный, дружелюбный,

Все необходимы.

Пальцы правой руки сгибаются по очереди. Они ритмично сжимают и разжимают кулаки.

С другой стороны еще раз:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальцы быстрые,

Хоть и не чистый!

Пальцы левой руки сгибаются по очереди.

Машут пальцами обеих рук

 

Игровое занятие «Приготовим обед».

Оборудование: набор игрушечной посуды, фруктово-овощные модели, кукла Катя, песочница.

         Воспитатель показывает куклу, пришедшую в гости к детям, и предлагает приготовить для нее обед.

Пальчиковая гимнастика «Компот».

будем варить компот

Есть много фруктов. Здесь:

левая ладонь удерживается «ковшом», указательный палец правой руки «размешивается»

Давайте раздавим яблоки

Мы нарежем грушу.

Выжмите лимонный сок

Положите сливу и песок.

сгибать пальцы по одному, начиная с большого

Готовим компот.

Развлекаем честных людей.

снова "сумасшедший" и "грязный"

         Педагог: «А кто знает, как называется профессия того, кто готовит ему на кухне? Правильно, это повар. Предлагаю вам выучить маленькое стихотворение про повара».

Заучивание стихотворения «Повар» В.Степанова.

Ходит повар в колпаке,

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

         Педагог предлагает сварить для куклы Кати борщ.

Физкультминутка «Варим борщ». Дети импровизируют, придумывая движения под задания.

Мы капусту рубим – рубим,

Мы морковку трём – трём.

Мы капусту солим-солим.

Мы капусту жмём-жмём.

Пальчиковая гимнастика «Гриб».

Этот пальчик в лес пошёл,

загибают мизинец

Этот пальчик гриб нашёл,

загибают безымянный палец

Этот пальчик гриб помыл,

загибают средний палец

Этот пальчик гриб сварил,

загибают указательный палей

Этот пальчик гриб съел –

оттого и потолстел.

загибают большой палей

 

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.

чистят воображаемый апельсин

Много нас,

показывают все пальчики

а он – один.

показывают только указательный  пальчик

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

загибают пальчики, начиная с большого

 

Пальчиковая гимнастика «Щи»

Чищу овощи для щей.

сколько нужно овощей?

импровизируют, как будто отряхивают от земли и чистят ножом овощи

Три картошки,

загибают три пальчика

Две морковки,

загибают два пальчика

Луку полторы головки,

загибают пальчики

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

 

Игровое занятие «Прогулка по лесу».

 

Оборудование: мелкие пластмассовые фигурки диких животных, картинки или муляжи фруктов и овощей, песочница.

Ход занятия.

         Педагог сообщает, что сегодня солнечный день и предлагает прогуляться по лесу.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Прогулка в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

пальчики сгибают и разгибают

В лес идём мы погулять.

обе руки «идут» указательными и средними пальчиками по столу

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

и братишке отнесём.

загибают пальчики, начиная с большого

         Педагог прячет в ладошках зайчика. «Ой, а кто это у меня такой маленький? Какого цвета бывают зайчики? А давайте посмотрим, что он умеет делать?» После пальчиковой гимнастики «Зайчик» педагог предполагает, что зайчик, наверное, голодный и предлагает угостить его гостинцами (муляжи или картинки капусты, моркови).

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Зайка серенький сидит

и ушами шевелит.

приседают, руки вверху, «шевелят ушами»

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть,

трут ладошки

Раз-два, раз-два,

надо лапочки погреть.

хлопают в ладоши

Зайке холодно стоять,

Нужно прыгать зайцем.

прыгать прыгать прыгать прыгать

Нужно прыгать зайцем.

дети выздоровеют

         Воспитатель кладет в песочницу игрушечного мишку: «Посмотрите, кто это? Он тоже живет в лесу. Познакомимся с Медведем и Зайчиком. Они должны подружиться и жить вместе». Потерять ситуацию знакомства.

 

Урок физкультуры "Мишка"

Толстый Медведь не мылся

У меня не было вкусных ягод.

ходить на каблуках

Он боялся лягушки,

Он попал в лягушку...

ходить на носочках

Что за кролик

Этот толстый Медведь.

ходьба по внешнему своду стопы

 

Справочный список, индекс цитирования, список литературы, библиография:

1. Поиграй со мной дома: консультации по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста/ [сост.: Ярмошук О.С. и др.] – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2013. – 56, [22]с.

свернуть

Удивительный мир детства

13.04.2022
развернуть

Выхавацелі дашкольнай адукацыі Жураўская Наталля Пятроўна і Бельская Вольга Валер'еўна прынялі ўдзел у сёмым абласным фестывалі-конкурсе "Дзіўны свет дзяцінства".

Навучальны відэаролік "Нацыянальная бібліятэка Беларусі" заняў другое месца на раённым этапе конкурсу.

Відэаролік можна паглядзець тут 

Дадзены відэаролік будзе карысны не толькі педагогам, якія працуюць з дзеткамі, але і бацькам выхаванцаў.

Мэта дадзенага відэароліка: Пашыраць і паглыбляць уяўленні дзяцей пра славутасці горада Мінска: Нацыянальную бібліятэку Беларусі

Задачы:

Працягваць фарміраваць і паглыбляць уяўленні дзяцей аб Нацыянальнай бібліятэцы Беларусі;

Фарміраваць уяўленні пра значнасць і ролю кніг для чалавека, пра функцыю бібліятэк, правілы паводзін у бібліятэцы;

Развіваць звязнае маўленне дзяцей, уменне расказваць пра славутасці сталіцы (Нацыянальную бібліятэку Беларусі);

Выхоўваць у дзяцей беражлівыя адносіны да кнігі, цікавасць да пазнання славутасцей роднага краю, пачуццё гонару за сваю краіну.

Пасля прагляду відэароліка дзецям можна задаць наступныя пытанні:

  1. На чым пісалі кнігі ў даўнія часы?
  2. Якія цяпер бываюць кнігі?
  3. Дзе захоўваюцца кнігі?
  4. Назаваіце самую вялікую бібліятэку нашай краіны?
  5. На што падобны будынак Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі?
  6. Як называецца ў бібліятэцы месца, дзе можна пачытаць кнігу?
  7. Дзе захоўваюцца кнігі і як яны трапляюць да чытача?
  8. Якія правілы трэба выконваць у бібліятэцы?
  9. Якія цікавыям месцы яшчэ можна наведаць у Нацыянальнай бібліятэцы беларусі?
  10. Ці хацелі б вы наведаць Нацыянальную бібліятэку Беларусі?( “Чаму?” ці “Чым яна вам спадабалася?”).
свернуть

STEM-падыход у адукацыі дашкольнікаў

развернуть

Канспект інтэграванага занятку ў старшай групе з выкарыстаннем STEM-падыходу 

(эксперыментаванне з жывой і нежывой прыродай)

на тэму :

 "Вы не чулі пра ваду?..."

Інтэграцыя адукацыйных абласцей: «Дзіця і прырода», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Дзіця і грамадства».

Мэта занятку: Знаёмства дзяцей з уласцівасцямі вады.

Задачы:

 Сістэматызаваць уяўленні дзяцей аб важнасці вады для жывых істот; пазнаёміць з ўласцівасцямі вады; практыкаваць ва ўменні самастойна знаходзіць рашэнне ў праблемнай сітуацыі, прымяняць набытыя ўменні ў паўсядзённым жыцці.

Развіваць: лагічнае мысленне, уменне абагульняць і ўстанаўліваць прычынна-выніковыя сувязі, рабіць вывады; развіваць маўленчую актыўнасць, увагу (пераключальнасць увагі, засяроджанасць), памяць, уяўленне.

Выхоўваць уменне працаваць у калектыве і групе, сяброўскія ўзаемаадносіны з аднагодкамі, уменне слухаць партнёра, уседлівасць, самастойнасць у выбары шляхоў вырашэння пастаўленых задач; выхоўваць пазнавальную цікавасць да прыроды, беражлівыя адносіны да вады.

Метады і прыёмы: гульнявыя (сюрпрызны момант, стварэнне гульнявой сітуацыі, дыдактычная гульня), наглядныя (ілюстрацыі, дэманстрацыя доследаў, назіранне, паказ відэароліка), слоўныя (гутарка пытанні, тлумачэнні), практычныя (практычная работа: самастойнае эксперыментаванне дзяцей).

Формы навучання: (франтальная (праца з усімі дзецьмі) і індывідуальная (самастойная дзейнасць дзяцей)).

Чаканыя вынікі:

  • Развіццё лагічнага мыслення, гаворкі, увагі;
  • Развіццё ўменні абагульняць;
  • Замацаванне ведаў аб уласцівасцях вады;
  • Фарміраванне беражлівых адносін да прыродных багаццяў – вады.

Рэсурснае забеспячэнне: запісы гукаў прыроды (вада), аўдыё-пасланне з іншай планеты, магнітафон, магнітная дошка, глобус, тэлевізар, карцінка з возерам, карцінкі з выявамі жывых істот (птушкі, дрэвы, рыбы, казуркі, жывёлы, грыбы, чалавек), пластыкавыя стаканчыкі, сподачкі, сурвэткі , цукар, кубік, шарык, пацеркі, вада ў бутэльцы, посуд рознай формы, малако, мадэльныя карцінкі з выявамі уласцівасцяў вады, магніты.

Пачатак занятку:

Гульня на зносіны «Усмешка».

- Здравствуй, солнце и друзья.

Здравствуйте, мои друзья,

Мы ладошками коснемся

И друг другу улыбнемся.

Дзеці, прыслухайцеся (аўдыёзапіс гукаў вады). Што вы чуеце? Паспрабуйце расказаць, якія гукі вы чуеце? Здагадаліся што гэта?

Паслухайце, я зараз вам загадаю загадку:

Яна і ў возеры,

Яна і ў лужыне,

Яна і ў імбрычку ў нас кіпіць

Яна і ў рэчцы бяжыць, шамаціць.

Што гэта? (Вада)

- Правільна, вада. Пра што мы зараз з вамі будзем гаварыць? (аб вадзе). Як вы думаеце, ці шмат вады на Зямлі? Давайце паглядзім на глобус. Якім колерам на глобусе абазначаюць ваду? (сінім). Чаго больш, сушы ці вады?

Ход занятку:

- Дзеці, чуеце, прагучаў сігнал. Мусіць, прыйшло нейкае паведамленне. Давайце паслухаем.

Гучыць галасавы ліст: «Жыхары Зямлі! Да вас звяртаюцца жыхары планеты Сухарык. Мы вырашылі прыляцець на вашу планету і высушыць усю ваду. Нам яна не падабаецца, бо яна такая мокрая і брыдкая. Проста бяка»

 - Дзеці, што ж нам рабіць? (адказы дзяцей)

- Будзем ратаваць ваду на нашай планеце? (адказы дзяцей)

- Давайце паспрабуем паказаць і даказаць, што вада - цікавае і карыснае для ўсёй нашай планеты рэчыва. Паспрабуем?

Трэба расказаць жыхарам з іншай планеты, што вада вельмі нам патрэбна. Давайце з вамі разам успомнім, каму ж патрэбна вада?

Гульня «Каму патрэбна вада?»

Дзеці падыходзяць да стала, на якім знаходзяцца карцінкі з выявай жывой прыроды (птушкі, дрэвы, рыбы, насякомыя, жывёлы, грыбы, чалавек і г.д.)

- Як вы думаеце, што гэта? (возера). А з чаго складаецца возера? З вады. Давайце падбяром карцінкі «Каму патрэбна вада?» і чаму вы так думаеце? (Дзеці па чарзе выбіраюць карцінкі, прымацоўваюць на магнітную дошку, і тлумачаць, робяць вывады).

 Дзеці, які мы можам зрабіць вывад? Вада патрэбна ўсім жывым арганізмам. Што будзе з планетай Зямля без вады? (без вады ўсё жывое на зямлі загіне).

- Ну што ж, давайце пазнаёмімся з вадой бліжэй і даведаемся, якія таямніцы яна хавае.

- Дзеці, а зараз я хачу вас запрасіць у нашу чароўную лабараторыю. Давайце ўспомнім, што такое лабараторыя?.. (гэтае месца, дзе навукоўцы праводзяць досведы і ставяць эксперыменты)

- Рабяты, давайце сёння мы з вамі ператворымся ў навукоўцаў, і будзем праводзіць розныя эксперыменты па даследаванні вады, яе ўласцівасцяў. Бо нам вельмі важна пазнаць пра яе як мага больш, каб расказаць жыхарам іншай планеты.

- У кожнай лабараторыі ёсць свае правілы паводзін. Як вы думаеце, якія яны павінны быць? (выконваць цішыню, не перабіваць адзін аднаго, не замінаць адзін аднаму, працаваць ціха і акуратна, уважліва).

Зараз мы з вамі паглядзім відэаролік. Як вы думаеце, што гэта? (здагадкі рабят) Гэта фантан. Давайце разгледзім яго, паслухаем.

Дзеці глядзяць відэа, дзе паказана праца фантана.

А для чаго патрэбен фантан? (для прыгажосці, каб ваду пераганяць). Што можна сказаць аб вадзе, за якой мы назіраем? (Вада плёскаецца, цурчыць, пераліваецца, бяжыць, льецца, цячэ.)

- Прапаную вам усім прайсці да сталоў і прыняць удзел у эксперыментах.

Дзеці рассаджваюцца на свае працоўныя месцы.

Дослед 1. Вада - гэта вадкасць.

- Дзеці, што вы бачыце перад сабой? Гэта стаканчыкі з вадой, давайце мы таксама праверым, ці ўмее вада цекчы? Журчэць? Пералівацца? (Дзеці самастойна пераліваюць ваду з аднаго стаканчыка ў другі).

 - Значыць яна якая? (вадкая).

Вынік: вада - гэта вадкасць.

Дослед 2.  Якой формы вада?

- Дзеці, я зараз вам нешта пакажу, паглядзіце ўважліва. На стале ляжаць кубік і шарык. Які формы гэтыя прадметы? А як вы думаеце, вада мае форму? Давайце праверым. Давайце возьмем вузкую баначку і напоўнім яе вадой. Цяпер возьмем шырокую баначку. Паглядзіце, форма, якую прымае вада, змянілася? А давайце нальём вады ў паднос. Што з ёю здарылася? Яна расцяклася па падносе. Які мы можам зрабіць выснову? Ці мае вада форму?

Вынік: падводзім дзяцей да таго, што вада не мае форму, яна прымае форму пасудзіны, у якой знаходзіцца. Вада – вадкасць.

Дослед 3. Якога колеру вада

Паглядзіце, мае маленькія даследчыкі, на тое, што я буду рабіць, але глядзіце вельмі уважліва. Возьмем дзве шклянкі - адну з вадой, а другую з малаком. Я прапаную паставіць табе гэтую карцінку за шклянкай з вадой. Яе бачна? А зараз пастаўлю карцінку за шклянкай з малаком. Цяпер, што вы можаш сказаць? Дзеці, а якую выснову мы можам зрабіць аб празрыстасці вады? Якая яна? (Праз ваду малюнак бачны, а праз малако няма, значыць, які робіцца выснова - вада празрыстая) а зараз і вы правядзіце дослед. Кіньце пацерку ў стакан з малаком. Вы яе бачыце? Не. А цяпер кідаеце пацерку ў стакан з вадой. Вы яе бачыце? Так! Значыць вада якая? Правільна, празрыстая.

Вынік: вада не мае колеру, яна празрыстая.

Дослед 4. Вада вадкасць, якая не мае смаку.

Паслухайце загадку:

Белы салодкі камень у вадзе растае. (Цукар).

Выхавальнік паднімае сурвэтку, дзеці правяраюць, ці правільна яны адгадалі загадку.

- Дзеці, а чаму цукар баіцца воды. (Таму што ён ў ёй знікае, раствараецца.)

 Вазьміце стаканчык  з вадой і зрабіце адзін глыточак. Які смак у вады? (няма смаку)

Самастойная праца дзяцей: - Давайце паглядзім, што стане з вадой, калі мы  пакладзем у ваду цукар. Вазьміце сстаканчык з вадой, пакладзяце лыжачку цукровага пяску і размяшайце яго лыжкай. Што атрымоўваецца? Цукар растварыўся, а зараз паспрабуйце ваду ў сваім стаканчыку, якая яна? Правільна, салодкая. А як вы думаеце, якой стане вада, калі ў яе насыпаць соль? Вядома, яна стане салёнай.

Вынік: вада не мае смаку, а прымае смак рэчыва, якое ў ім раствараецца.

Фізкультхвілінка пад музыку (цурчанне вады)

Мы плывем по тихой речке

В небе тучи, как овечки,

Разбрелись кто куда.

Мы из речки вылезаем

Чтоб обсохнуть, погуляем

А теперь глубокий вдох и садимся на песок.

- Дзеці, я думаю, што вы са мной пагадзіцеся, што вада - адно з самых дзіўных рэчываў на планеце. Пра якія ўласцівасці вады вы даведаліся на сённяшнім занятку? (значэнне вады; вада гэта вадкасць, яна не мае формы; ада празрыстая; вада прымае смак растворанага ў ёй рэчыва, а сама смаку не мае).

Давайце вакол нашай кропелькі павесім спецыяльныя карткі, якія  раскажуць нам пра ўласцівасці вады (Дзеці прымацоўваюць да кропелькі карткі, на якіх схематычна адлюстраваны асноўныя ўласцівасці вады).

А што цікавага мы сёння даведаліся аб вадзе, давайце ўспомнім.

Вось якія мы з вамі малайцы.Я думаю, што вада на нашай планеце выратавана!!! І ўсё гэта, дзякуючы вам, дзеці! Мы абавязкова адправім гэтыя карткі на іншую планету, няхай яе жыхары даведаюцца, што нельга знішчаць ваду, бо яна аснова жыцця на зямлі. Без яе усё жывое загіне. 

Заканчэнне занятку

- Каму было цікава працаваць у нашай лабараторыі і вывучаць ваду - вазьміце кропельку, якая усміхаецца, а каму сумна - сумную. (Акцэнт чаму)

Завяршыць працу ў нашай лабараторыі я хачу вершам Н. Рыжовай "Чароўная вада".

Давайце яго паслухаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Я вельмі спадзяюся, што ваша знаёмства з вадой працягнуцца і вы яшчэ шмат чаго даведаецеся пра ўласцівасці вады. Я думаю, што мы яшчэ сустрэнемся ў нашай лабараторыі

 

свернуть

Формирование у детей дошкольного возраста экологической компетентности через проектную деятельность

развернуть

Формирование у детей дошкольного возраста экологической компетентности через проектную деятельность

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, решение которых позволяет накапливать знания и практически их применять.

 Цель метода проектов – научить использовать уже полученные знания для активного освоения новых способов человеческой деятельности, получения новых знаний. В проекте наряду с познавательной стороной решения всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона. Именно эти компоненты определяют; насколько значим для обучающихся проект и как самостоятельно он выполнен. Отдельными особенностями проектной деятельности является субъектная позиция всех участников проекта наличие проблемных ситуаций, отсутствие строгой регламентации в достижении поставленной цели технология проектной деятельности предполагает совокупность исследовательских, поисковых, методов, являющихся творческими по своей сути.

Работа над проектом предполагает наличие проблемной ситуации, для решения которой предлагается множество вариантов, из которых необходимо выбрать самый оптимальный.

Субъективность в проективной деятельности проявляется в самостоятельной активности, в высказывании оригинальных идей, в творчестве детей на всех этапах проекта. Проектное обучение позволяет воспитанникам самостоятельно добывать знания из различных источников, развивать познавательную активность.

В работе над проектом изменяется позиция педагога: из носителя готовых знаний и представлений он превращается в организатора познавательной деятельности детей. Одной из главных задач является создание педагогом атмосферы творчества, в которой дети могут реализовать свой исследовательский потенциал. Проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, знание и четкое соблюдение этапов проекта: подготовительного, исследовательского, заключительного.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать у детей следующие умения: решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь, химия опытом со сверстниками. Обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. Также необходимо умение педагога повлечь детей в проблемную ситуацию, активизировать их познавательную активность, направленную на создание продуктивного результата.

Эффективность работы над проектом будет достигнута только при условии соблюдения педагогом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

В нашем учреждении образования использование данного метода направлено на формирование у дошкольников экологической компетентности.

Компетентность обладает интегрированной природой: она является совокупностью знаний, умений и навыков в отношении реальных объектов и процессов, характеризуется готовностью и способностью их применять.

Экологическая компетентность - это владение системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы работы на интересы и потребности общества, каждого субъекта с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности. По мнению Алексеева С.В. экологическая компетентность складывается из трёх составляющих:

- теоретические знания (например, что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др.);

- практическое применение знаний (например, что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др.);

- обмен опытом (например, что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др.);

В связи с этим, основными показателями экологической компетентности являются:

- экологические знания и умения;

- освоение способов познания природной и социальной среды;

- умение искать, получать и обрабатывать информацию;

- наличие природоохранных умений и навыков;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- участие в проектной деятельности;

- умение находить новые решения проблемных ситуаций;

- проявление личностного, эмоционального отношения.

В рамках реализации данного направления в образовательном процессе нашего учреждения образования был разработан проект «Зеленый мир рядом с нами»

Авторы: Журавская Наталья Петровна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория, Климович Наталья Иосифовна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория.

Цель: формирование у детей положительного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями, расширение представлений о них как о живых существах.

Участники проект: педагоги, дети (4-5 лет), родители.

Продолжительность: краткосрочный

Средства реализации проекта: специально организованная деятельность, наблюдения, опыты и эксперименты, дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, просмотр презентаций, труд в природе, изобразительная деятельность (лапка, рисование, бумагопластика, аппликация).

Ожидаемые результаты:

Воспитанники: знакомы:

- с комнатными растениями;

- с некоторыми полезными функциями комнатных растений;

-с элементарными навыками ухода за комнатными растениями.

Родители: активно заинтересованные участники проекта, знают и рассказывают ребенку о комнатных растениях, их значении, правилах ухода за ними.

Педагоги: повысят уровень профессиональной компетентности в области формирования у детей дошкольного возраста основ экологической культуры (экологическая компетентность) через проектную деятельность. 

Задачи:

-формирование представлений воспитанников о комнатных растениях ближайшего окружения, о правилах ухода за ними, о значении растений для жизни человека;

-развитие познавательного интереса к комнатным растениям, стимулирование к получению новых знаний, любознательности, наблюдательности;

-воспитание бережного отношения ко всему живому, растениям, желание заботиться о них и о себе.

Форма отчетности:

Разработка воспитателями методического обеспечения, направленного на реализацию проекта (конспекты занятий, игр, наблюдений)

Создание «Энциклопедии комнатных растений» (дети, родители, воспитатели дошкольного образования)

Презентация по итогам проекта.

Результатом данного проекта стало повышения уровня экологической компетентности воспитанников  по теме «Комнатные растения»: дети дошкольного возраста знакомы с комнатными растениями ближайшего окружения, узнают и называют растения по характерным признакам внешнего вида; знакомы с полезными функциями комнатных растений, у них сформированы представления о лечебных свойствах некоторых растений (алоэ и каланхоэ), о способности некоторых растений очищать и дезинфицировать воздух, о способности растений «питаться загрязненным воздухом» и выделять «свежий» кислород; воспитанники владеют элементарными способами ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, протирание пыли с листьев), проявляют эмоционально положительное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них.

Родители принимали активное участие в процессе реализации проекта, были заинтересованы работой по созданию «Энциклопедии комнатных растений», рассказывали детям о комнатных растениях, которые находятся у них дома, о правилах ухода за ними, что способствовало повышению педагогической культуры родителей по вопросам развития экологической компетентности дошкольников через проектную деятельность.

Педагоги смогли повысить свой профессиональный уровень через осуществление инновационной деятельности – метода проектов, наладить эффективное взаимодействие с законными представителями в воспитанников, активизировать знания в рамках темы «Комнатные растения», разработали конспекты занятий, картотеки дидактических игр, наблюдений и экспериментов в рамках данной темы.

Таким образом, использование проектов экологической направленности способствуют:

- повышению уровня экологической компетентности воспитанников;

- способствую повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования у детей дошкольного возраста экологической компетентности через проектную деятельность;

- родители повышают уровень педагогической культуры по вопросам развития экологической культуры детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Более подробную информацию о проекте "Зеленый мир рядом с нами" (этапы работы над проектом, конспекты занятий, картотеки дидактических игр, наблюдений и экспериментов) вы можете получить пройдя по данной ссылке (https://drive.google.com/file/d/1x_cbyGpUil4Y5Yt52oPkI3xj32tCzI-p/view?usp=sharing)

Дополнительную информацию по методу проектов (история возникновения и развития, особенности разработки и реализации, требования к проектной деятельности) можно получить пройдя по данной ссылке (https://drive.google.com/file/d/1OknWLd3mly5cVD50mQe6M4te0_T4MpjA/view?usp=sharing).

Список использованных источников

  1. Митрош, О. И. Метод проектов как инновационная технология дошкольного образования [Электронный ресурс] / О. И. Митрош, О. М. Рейт // Современное образование и воспитание: тенденции, технологии, методики: сб. научн. ст. Междунар. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию имени А. А. Кулешова – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова. – 2013 г. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/12483. – Дата доступа: 30.09.2020.
  2. Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]./ Инфоурок. Ведущий образовательный портал – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2544245.html. – Дата доступа: 02.02.2021

Фотогалерея

(работа над проектом)

     

свернуть