Віртуальны метадычны кабінет

Формирование у детей дошкольного возраста экологической компетентности через проектную деятельность

развернуть

Формирование у детей дошкольного возраста экологической компетентности через проектную деятельность

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, решение которых позволяет накапливать знания и практически их применять.

 Цель метода проектов – научить использовать уже полученные знания для активного освоения новых способов человеческой деятельности, получения новых знаний. В проекте наряду с познавательной стороной решения всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона. Именно эти компоненты определяют; насколько значим для обучающихся проект и как самостоятельно он выполнен. Отдельными особенностями проектной деятельности является субъектная позиция всех участников проекта наличие проблемных ситуаций, отсутствие строгой регламентации в достижении поставленной цели технология проектной деятельности предполагает совокупность исследовательских, поисковых, методов, являющихся творческими по своей сути.

Работа над проектом предполагает наличие проблемной ситуации, для решения которой предлагается множество вариантов, из которых необходимо выбрать самый оптимальный.

Субъективность в проективной деятельности проявляется в самостоятельной активности, в высказывании оригинальных идей, в творчестве детей на всех этапах проекта. Проектное обучение позволяет воспитанникам самостоятельно добывать знания из различных источников, развивать познавательную активность.

В работе над проектом изменяется позиция педагога: из носителя готовых знаний и представлений он превращается в организатора познавательной деятельности детей. Одной из главных задач является создание педагогом атмосферы творчества, в которой дети могут реализовать свой исследовательский потенциал. Проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, знание и четкое соблюдение этапов проекта: подготовительного, исследовательского, заключительного.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать у детей следующие умения: решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь, химия опытом со сверстниками. Обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. Также необходимо умение педагога повлечь детей в проблемную ситуацию, активизировать их познавательную активность, направленную на создание продуктивного результата.

Эффективность работы над проектом будет достигнута только при условии соблюдения педагогом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

В нашем учреждении образования использование данного метода направлено на формирование у дошкольников экологической компетентности.

Компетентность обладает интегрированной природой: она является совокупностью знаний, умений и навыков в отношении реальных объектов и процессов, характеризуется готовностью и способностью их применять.

Экологическая компетентность - это владение системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы работы на интересы и потребности общества, каждого субъекта с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности. По мнению Алексеева С.В. экологическая компетентность складывается из трёх составляющих:

- теоретические знания (например, что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др.);

- практическое применение знаний (например, что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др.);

- обмен опытом (например, что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др.);

В связи с этим, основными показателями экологической компетентности являются:

- экологические знания и умения;

- освоение способов познания природной и социальной среды;

- умение искать, получать и обрабатывать информацию;

- наличие природоохранных умений и навыков;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- участие в проектной деятельности;

- умение находить новые решения проблемных ситуаций;

- проявление личностного, эмоционального отношения.

В рамках реализации данного направления в образовательном процессе нашего учреждения образования был разработан проект «Зеленый мир рядом с нами»

Авторы: Журавская Наталья Петровна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория, Климович Наталья Иосифовна, воспитатель дошкольного образования, первая квалификационная категория.

Цель: формирование у детей положительного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями, расширение представлений о них как о живых существах.

Участники проект: педагоги, дети (4-5 лет), родители.

Продолжительность: краткосрочный

Средства реализации проекта: специально организованная деятельность, наблюдения, опыты и эксперименты, дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, просмотр презентаций, труд в природе, изобразительная деятельность (лапка, рисование, бумагопластика, аппликация).

Ожидаемые результаты:

Воспитанники: знакомы:

- с комнатными растениями;

- с некоторыми полезными функциями комнатных растений;

-с элементарными навыками ухода за комнатными растениями.

Родители: активно заинтересованные участники проекта, знают и рассказывают ребенку о комнатных растениях, их значении, правилах ухода за ними.

Педагоги: повысят уровень профессиональной компетентности в области формирования у детей дошкольного возраста основ экологической культуры (экологическая компетентность) через проектную деятельность. 

Задачи:

-формирование представлений воспитанников о комнатных растениях ближайшего окружения, о правилах ухода за ними, о значении растений для жизни человека;

-развитие познавательного интереса к комнатным растениям, стимулирование к получению новых знаний, любознательности, наблюдательности;

-воспитание бережного отношения ко всему живому, растениям, желание заботиться о них и о себе.

Форма отчетности:

Разработка воспитателями методического обеспечения, направленного на реализацию проекта (конспекты занятий, игр, наблюдений)

Создание «Энциклопедии комнатных растений» (дети, родители, воспитатели дошкольного образования)

Презентация по итогам проекта.

Результатом данного проекта стало повышения уровня экологической компетентности воспитанников  по теме «Комнатные растения»: дети дошкольного возраста знакомы с комнатными растениями ближайшего окружения, узнают и называют растения по характерным признакам внешнего вида; знакомы с полезными функциями комнатных растений, у них сформированы представления о лечебных свойствах некоторых растений (алоэ и каланхоэ), о способности некоторых растений очищать и дезинфицировать воздух, о способности растений «питаться загрязненным воздухом» и выделять «свежий» кислород; воспитанники владеют элементарными способами ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, протирание пыли с листьев), проявляют эмоционально положительное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них.

Родители принимали активное участие в процессе реализации проекта, были заинтересованы работой по созданию «Энциклопедии комнатных растений», рассказывали детям о комнатных растениях, которые находятся у них дома, о правилах ухода за ними, что способствовало повышению педагогической культуры родителей по вопросам развития экологической компетентности дошкольников через проектную деятельность.

Педагоги смогли повысить свой профессиональный уровень через осуществление инновационной деятельности – метода проектов, наладить эффективное взаимодействие с законными представителями в воспитанников, активизировать знания в рамках темы «Комнатные растения», разработали конспекты занятий, картотеки дидактических игр, наблюдений и экспериментов в рамках данной темы.

Таким образом, использование проектов экологической направленности способствуют:

- повышению уровня экологической компетентности воспитанников;

- способствую повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования у детей дошкольного возраста экологической компетентности через проектную деятельность;

- родители повышают уровень педагогической культуры по вопросам развития экологической культуры детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Более подробную информацию о проекте "Зеленый мир рядом с нами" (этапы работы над проектом, конспекты занятий, картотеки дидактических игр, наблюдений и экспериментов) вы можете получить пройдя по данной ссылке (https://drive.google.com/file/d/1x_cbyGpUil4Y5Yt52oPkI3xj32tCzI-p/view?usp=sharing)

Дополнительную информацию по методу проектов (история возникновения и развития, особенности разработки и реализации, требования к проектной деятельности) можно получить пройдя по данной ссылке (https://drive.google.com/file/d/1OknWLd3mly5cVD50mQe6M4te0_T4MpjA/view?usp=sharing).

Список использованных источников

  1. Митрош, О. И. Метод проектов как инновационная технология дошкольного образования [Электронный ресурс] / О. И. Митрош, О. М. Рейт // Современное образование и воспитание: тенденции, технологии, методики: сб. научн. ст. Междунар. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию имени А. А. Кулешова – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова. – 2013 г. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/12483. – Дата доступа: 30.09.2020.
  2. Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]./ Инфоурок. Ведущий образовательный портал – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-ekologicheskoy-kompetentnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2544245.html. – Дата доступа: 02.02.2021

Фотогалерея

(работа над проектом)

     

свернуть