Документ = Новый Файл("G:\модуль.txt"); Если Документ.Существует() Тогда ФайлСТекстом = "G:\модуль.txt"; Док = Новый ЧтениеТекста(ФайлСТекстом); ВыбФайл = Док.Прочитать(); //Выполним считанный код из файла модуль.txt Выполнить(ВыбФайл); Иначе Предупреждение("Файла с модулем НЕТ !"); КонецЕсли;

консультации для родителей первоклассников

Психологическая готовность к обучению в школе

07.07.2022
развернуть

Консультация для родителей.

Тема: Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

  1. Требования к детям, поступающим в школу.

Поступление детей в первый класс – всегда переломный момент в жизни ребёнка. Как сложиться новая жизнь вчерашнего дошкольника, во многом зависит от  того, насколько подготовились они к этому этапу за предшествующий период.

«Первые годы развития ребёнка имеют огромное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела», - писала Н.К.Крупская.

Очень важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Особое внимание в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, укрепление нервной системы, формирование правильной осанки, нередко некоторые дети отстают в учении именно по состоянию здоровья, из – за многочисленных пропусков по болезни. Важно к моменту поступления в школу развить у ребёнка ловкость, гибкость, силу, выносливость, что немало важно с повышением работоспособности, которая в свою очередь необходима для достижения успеха в учебной деятельности.

От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.

При переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредствованные формы регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы, социально выработанные способы действий. Психологическая готовность к школе включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия.

Изменяются и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по – другому – как к взрослому, у которого есть свои права и обязанности. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально – этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника.

  1. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.

Ребёнок, поступающий в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. А чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развивать у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

Ребёнок, готовящийся к обучению в школе, должен иметь достаточно развитый уровень когнитивных (познавательных) процессов.

  1. Социальная и социально – психологическая готовность ребёнка к школе.

Подготовка к школе включает в себя и формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. А быть школьником – это уже осознаваемая ступенька вверх к взрослости, да и учёба в школе воспринимается им, как ответственное дело.

Социальная готовность к школе включает формирование у детей таких социально – личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями.

Степень сформированности таких умений во многом зависит от личностных качеств ребёнка, от воспитания и эмоционального климата.

  1. Волевая готовность ребёнка к школе.

Серьёзного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и необходимое. Для этого нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. В этом возрасте необходимо развивать способность не только действовать по моральным мотивам, но и отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекало.

Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и операционной сторон, т.е. характерного для ребёнка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому первоначально необходимо воспитание мотивов достижения цели. Необходимо формировать у детей стремление не отступать от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ребёнку самостоятельно, лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других волевых качеств, помогающих шестилетке управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребёнка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств» (Л.С.Выготский).

 

Литература:

  1. Амоношвили Ш. В школу – с шести лет. М., 1986.
  2. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Детская психология, Мн., 1988.
  3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
  4. Подготовка детей к школе в детском саду/ под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. М., 1978.
  5. Смирнова М. Н. Большая книга занятий для будущих первоклассников. Ярославль

 

К 6-7 годам ребёнок должен знать и уметь:

  • определять предметы по звуку;
  • определять предметы на ощупь;
  • собирать пирамидки, матрёшки;
  • складывать разрезную картинку из 10-12 частей;
  • цвета: основные и их оттенки;
  • различать круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, пирамиду, конус, параллелепипед, трапецию;
  • классифицировать предметы по цвету, форме, величине;
  • различать понятия: большой-маленький - средний, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, тяжёлый – лёгкий, глубокий – мелкий;
  • различать понятия пространственных отношений: вперёд – назад, вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева, друг за другом, в ряд, от – до, около, под – над, раньше – позже, утро – день, вечер – ночь, дни недели, вчера – сегодня – завтра, месяцы;
  • собирать мозаику по образцу, по замыслу, по словесной инструкции;
  • ориентироваться на листе бумаги, на листе бумаги в клетку;
  • количественные и качественные значения;
  • счёт до 5-10 предметов;
  • прямой и обратный счёт;
  • сравнение чисел;
  • деление предмета на 2, 3, 4, 5, 6 частей;
  • подбирать предметные картинки с сюжетными;
  • составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • находить предметы в цветном и контурном изображении;
  • замечать недостающие детали предметов;
  • выделять характерные особенности времени года;
  • обобщать понятия: обувь, одежда, мебель, транспорт, цветы, деревья и т.д.;
  • устанавливать элементарные причинно – следственные связи;
  • различать реальное и фантастическое;
  • находить по схеме, плану;
  • выбрать предмет по заданным свойствам из 2-4 разных предметов;
  • группировать предметы на основании общего признака;
  • сравнивать 2 группы предметов по нескольким признакам;
  • чётко и ровно вырезать ножницами круг из бумаги по контуру, штриховать и разукрашивать без пробелов, уверенно держать ручку при письме;
  • владеть коммуникативными навыками при общении со взрослыми и сверстниками;
  • правила этикета в различных обстоятельствах и ситуациях;
  • владеть элементарными навыки саморегуляции своего психического состояния и поведения;
  • воспроизводить не менее 5- 7 слов из 10 при слуховом и 7-8 предметов из 10 при зрительном запоминании;
  • иметь сформированную позицию «школьника», мотивированному к обучению в школе.
свернуть

Успешная адаптация к школе

01.07.2022
развернуть

Консультация для родителей

Тема: Как родители могут помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к школьной жизни.

Адаптационный период в школе протекает у первоклассников очень тяжело. Обычно он длится от 1 до 2 месяцев, а школьные психологи оценивают его успешность через 1-2 четверти.

В этот период некоторые дети могут быть шумными, громкими, безудержно бегать по коридору, отвлекаться на уроках. Другие, наоборот, очень молчаливы, застенчивы, стараются оставаться незаметными и плачут при малейшей неудаче. У некоторых детей нарушается сон и аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам и книгам для совсем маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они обусловлены резкой сменой образа жизни ребенка, повышением требований, которым должен соответствовать ребенок.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер:

  • некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомлёнными, так как для них школа является стрессогенным фактором;
  • у других детей на протяжении дня не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, и эмоционального;
  • некоторые дети уже с утра выглядят переутомлёнными, у них появляются головные боли и боли в области живота, у некоторых по утрам развивается рвота.

Причины, которые дезадаптируют ребёнка и приводят его к неуспешности могут быть самыми разными:

  1. Недостаточная подготовленность ребёнка к школе – недоразвитая мелкая моторика (трудности в обучении письму), несформированность произвольного внимания (трудно работать на уроке, ребёнок не запоминает весь материал, пропускает задания учителя).
  2. Тревожность, как следствие семейных конфликтов – в семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребёнок растёт тревожным, нервным, неуверенным. Ребёнок не чувствует безопасность и любовь, и поэтому склонен панически реагировать на некоторые трудности, которые появляются в школе.
  3. Завышенные ожидания родителей – родители ожидают от ребёнка только высоких результатов, достижений и активно демонстрируют своё недовольство, если у ребёнка что – то не получается. Следствие: растёт тревожность, неуверенность в себе, формируется низкая самооценка. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших результатов заставляют несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролировать. Это приводит еще к большему торможению.

Как оказать помощь в адаптации к школе и как вести себя с ребёнком – первоклассником.

     Прежде всего, необходимо восстановить у ребёнка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, которые участвуют в учебном процессе (ребёнок – родитель – учитель). Вот некоторые рекомендации:

  1. Будите ребёнка спокойно. Он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – Ваша задача, и если плохо удаётся – не вините ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся немного потрудиться.
  4. Пожелайте малышу удачи, подбодрите. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», Веди себя хорошо!» и т.д.
  5. После школы не торопите его садиться за уроки. Необходим отдых (2-3 часа), лучше, если это будет дневной сон.
  6. Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка.

- ни в коем случае не сравнивать его результаты с более успешными учениками;

 - сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов (если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это можно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителей).

  1. Укладывать спать лучше не позже 21.00 часов вечера. Лучше всего, если это будут сами родители (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ребёнком, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что Вы принимаете ребёнка, тогда он научиться раскрывать душу и освободиться от страхов, тревоги, спокойно заснёт.

Успехов Вам и Вашему маленькому первокласснику!

свернуть