Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
Уважаемые родители детей раннего и дошкольного возраста!
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, умными, талантливыми, успешными! Педагоги государственного учреждения образования «Томковичская базовая школа» в условиях групп кратковременного пребывания профессионально помогут Вам в этом! Руководствуясь программными документами, последними достижениями педагогической науки, опытным и творческим подходом, они организуют развивающие занятия с малышами, ответят на вопросы, связанные с их воспитанием!
Для решения вопроса о зачислении ребенка в группу кратковременного пребывания Вам необходимо обратиться к руководителю учреждения образования Балашовой Анне Алексеевне. С предварительной информацией о работе кратковременных групп Вы можете ознакомиться на сайте учреждения.
Прогулочная группа для детей от 1 года до 3 лет.
Цель работы группы – создание условий для разностороннего развития ребёнка в процессе игровой деятельности, успешная адаптация к поступлению в дошкольное учреждение, социализация ребёнка в новых условиях. С детьми проводятся разные по содержанию и направленности развивающие игры на свежем воздухе.
Прогулочные группы предполагают пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня). В указанных группах согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.
Время работы группы (при создании): вторник, четверг с 10.00 до 12.00.
Функционирует с 1 июня по 31 августа, 2-3 раза в неделю, на бесплатной основе.
Адаптационная группа для детей от 2 до 4 лет.
Посещение данной группы позволит Вашему ребёнку легче перенести адаптацию к условиям дошкольного учреждения при поступлении в детский сад в августе. Грамотные педагоги помогут справиться с трудностями адаптационного периода и самим родителям будущих воспитанников.
Функционирует с 1 июля по 31 августа, на бесплатной основе.
свернуть
Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».
Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.
Причины затруднения на письме:
- Слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают; -Несовершенна координация движений;
- Не закончено окостенение запястий и флангов пальцев;
- Несформированность зрительных и двигательных анализаторов
Процесс освоения письма – трудный так как:
- Формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма;
- Формируются графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке;
- Формируются орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Упражнения, которые развивают мелкую моторику:
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой вид деятельности вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом.
Это предотвращает возможность возникновения неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Этот приём не только развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.
Мозаика, пазлы, лего. Такие игры развивают, прежде всего, мелкую моторику, пространственное мышление, а также внимательность, фантазию и тренируют глазомер.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается: — сортировать, — угадывать с закрытыми глазами, — катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т. д.
Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.
Шнуровки, пуговицы, резинки. Давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.
Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
Игры с прищепками развивают мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата.
Игры с клубком ниток учат детей концентрироваться, сосредоточиваться, стремиться закончить работу, тренирует выдержку и усидчивость.
Работа с ножницами. Это прекрасное упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления.
Процесс работы с пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Нейрологопедические прописи – новый тип учебных пособий, в которых соединены традиционный методики обучения и развития детей с современными практическими разработками ведущих российских учёных – нейропсихологов. В них вы найдёте: задания на развитие межполушарных связей: умение действовать как правой, так и левой рукой; упражнения для тренировки артикуляционных навыков; задания, развивающие слуховое и зрительное внимание и концентрацию внимания.
Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Уважаемые родители, любое Ваше совместное занятие с ребёнком из вышеперечисленных принесёт не только пользу для всестороннего развития Вашего ребёнка, но и радость от совместного времяпровождения!
Холодинская А.В.,
заместитель директора
по основной работе
свернуть