Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКИ
В современных условиях, когда в жизни общества происходят глубокие изменения, одним из центральных направлений воспитательной работы с детьми является патриотическое воспитание. Онj направлен на формирование и развитие человека, обладающего качествами гражданина, патриота Родины, способного к выполнению гражданского долга. Патриотическое воспитание – одна из страниц нравственного воспитания.
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, в воспитании у детей любви к Родине, преданности своей Родине.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающей среде, отношение к ней, дать им возможность с раннего возраста почувствовать себя гражданами своей страны.
Исследования российских и белорусских ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Е.М. Карнеева, Л.Е. Никонова, Е.Г. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовании.
Патриотическое воспитание детей является одной из задач социально-нравственного воспитания и развития детей. Это сложный процесс, основанный на развитии нравственных чувств.
Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, включающее в себя формирование первичных знаний о родной земле, отношении к ней, нравственных ценностей, патриотических чувств, гражданственности, чувства принадлежности к особая культура, современные события.
Патриотизм как нравственное качество личности является результатом целенаправленного воспитания в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре. Поэтому важно начинать воспитание будущего патриота именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как дошкольникам свойственны: высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие к взрослым, стремление быть похожими на них, эмоциональное сопереживание и интерес к другим.
В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые необходимо учитывать при воспитании детей:
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
Средствами воспитания любви к Родине являются: художественное слово, музыка, искусство, традиции, исторические знания, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающий мир. Также средствами являются различные мероприятия, к которым относятся учащиеся (игра, работа), отдых на даче и в детском саду.
К методам, направленным на формирование нравственных чувств, представлений, мнений и оценок, относятся: беседы на этические темы, чтение и пересказ художественных произведений, просмотр и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, телепередач и др.
Одним из эффективных методов при ознакомлении дошкольников с достопримечательностями родного края является метод проектов. Именно в проекте комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местных достопримечательностей, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Таким образом, задачей дошкольных образовательных учреждений, педагогов и родителей является создание условий, обеспечивающих комплексный подход к решению задач патриотического воспитания: формирование знаний, чувств, установок и потребностей в деятельности, направленной на сохранение и приумножение богатства личности.
свернуть
Беларусь – мая Радзіма,
Ты чароўная краіна!
Толькі тут дубы гурбою
Мне спяваюць песні ў полі,
Тут гамоніць лес спрадвечны
Аб зямным і чымсьці вечным,
Кожны куст і кожны лісцік
Тут знаемы мне і блізкі…
(Марына Ількевіч)
У рамках тэматычнага тыдня "Беларусь - мая радзіма", з выхаванцамі былі арганізаваны разнастайныя віды дзейнасці, накіраваныя на маральна-патрыятычнае выхаванне дзяцей. Рабяты не толькі актуалізавалі веды аб нашай дзяржаве, але і здзейснілі віртуальную экскурсію ў Белавежскую пушчу, горад Мінск -самы галоўны горад нашай краіны. Не абышлося без творчай дзейнасці (куды ж мы без яе). Дзеці зрабілі выдатную калектыўную кампазіцыю "Зубры ў Белавежскай пушчы". Пазнаёміліся мы і з адной з легенд паходжання горада Мінска.
свернуть
ТВАЯ БЕЛАРУСЬ
Юрась Свірка
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой.
Твой родны край, твая Айчына –
Жыццё тваё і гонар твой.
І ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла –
Беларусь.
У рамках тэматычнага тыдня "Беларусь - міралюбівая краіна", выхаванцы старшай групыі здзейснілі невялікае вандраванне па краінах - суседзях Беларусі..і не толькі. Дзеці наведалі Расію, Украіну, Польшчу, Латвію, Літву, Францыю, Германію, Вялікабрытанію і загадкавы Кітай. Рабяты пазнаёміліся з некаторымі асаблівасцямі культуры, традыцыямі іншых краін, асаблівасцямі знешняга аблічча людзей розных народаў, іх нацыянальным адзеннем, традыцыямі, сімволікай.
Падарожжа па розных краінах суправаджалася стварэннем розных творчых работ, якія адлюстроўвалі цікавыя моманты культуры, традыцый розных краін. Мы вырабілі яркіх матрошак (Расія), сабралі кошык з пісанкамі (Украіна), пасадзілі на вежу залатога пеўніка (Латвія, г.Рыга), дапамаглі размаляваць ілюстрацыі да казкі Шарля Перо "Чырвоная шапачка", зляпілі аднаго з герояў Дыснэйлэнда - Міккі Маўса (Францыя), змайстравалі загадкавую міфічную істоту - дракона (Кітай), стварылі калажы розных краін. Галоўная задача гэтага тыдня - фарміраванне цікавасці і паважлівага стаўлення да нацыянальных культур іншых людзей, міралюбнасці, цікавасці да пазнання навакольнага свету. Бо ўнікальнасць і непаўторнасць сваёй Радзімы, свайго народа, спазнаецца праз знаёмства з культурай іншых краін, уменне параўноўваць і супастаўляць культуры розных народаў, іх асаблівасці і агульныя рысы.
свернуть