Дзержинск-территория здоровья

Здоровье ребёнка-ответственность взрослых.

развернуть

Здоровье ребенка – это ответственность прежде всего родителей (законных представителей). В помощь вам – учителя и врачи-это ваши помощники! 

Как сохранить здоровье школьника в учебное время

Вот и закончились летние каникулы у школьников, началось учебное время. Учебный процесс для детей сопровождается рядом стрессовых факторов. Как родителям помочь своему ребенку безболезненно адаптироваться к началу учебы и сохранить здоровье школьника?

Режим дня. В момент перехода от отдыха к учебе школьникам приходится привыкать к новому режиму. Правильно организованный режим позволит предотвратить раздражительность и сохранит трудоспособность ребѐнка в течение дня. Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Питание. Чтобы ребенок легко и успешно справлялся со школьными нагрузками, он должен регулярно и полноценно завтракать, обедать и ужинать, получать достаточно витаминов и микроэлементов, особенно йода, который стимулирует работу мозга. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. Промежутки между приѐмами пищи не должны превышать 3,5–4 часов. Самый важный прием пищи в течение дня – это завтрак. Уходя в школу, ребенок должен не просто перекусить, а быть сытым. Хорошо, если утром он получит теплую зерновую кашу, или творожную запеканку, или омлет. Впрочем, это может быть и разогретая паровая котлета или что-либо другое, что обеспечило бы сытость. Необходимо решить проблему дневных перекусов. Можно дать с собой в школу фрукты, бутерброд, чтобы ребенок мог перекусить до обеда. Продукты, которыми не следует перекусывать, это чипсы, конфеты, кондитерские изделия, колбаса.

Игры и прогулки. Вернувшись из школы, ребѐнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составляет около 1-1,5 часа. Особое внимание следует уделить двигательной активности и прогулкам на свежем воздухе, продолжительность которых должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игры, просмотр телевизионных передач и др.). Просмотр телепередач для школьников ограничивается до 1,5 часов в день.

Выполнение домашних заданий. Оптимальное время для выполнения домашнего задания — с 16.00 до 18.00. На выполнение которых учащийся начальной школы должен тратить не более 1,5 часов, 5- 6 класса – 2 часов, старшеклассники - от 2,5 до 3 часов. Дома во время подготовки домашних заданий у ребенка через каждые 45 минут занятий обязательно должны быть 15-ти минутные перерывы, физкультминутки, упражнения для снятия усталости глаз.

Рабочий стол. Правильно организуйте рабочее место школьника для выполнения домашних заданий, что позволит предотвратить развитие потери зрения и искривления позвоночника. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально, ребѐнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Контроль соответствия мебели росту ребѐнка следует проводить не реже 2 раз в год. Стол, за которым занимается школьник, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребѐнок — левша, то наоборот). В пасмурные дни и вечерние часы для достаточной освещенности рабочего места необходимо включать настольную лампу с защитным абажуром, при этом должно быть общее освещение в комнате. Читать нужно только сидя за столом, ни в коем случае ни лежа.

Занятия на компьютере. Ребенок должен знать, сколько времени ему можно сидеть за компьютером, когда сделать перерыв. Детям младшего школьного возраста можно разрешить работать за компьютером до 30 минут в день, а детям с 5-6 класса до 1 часа, но при этом должны быть перерывы через каждые 15-20 минут. Экран видеомонитора должен находиться от глаз на расстоянии 50- 70 см, а уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Компьютерный стол должен иметь выдвижную доску для клавиатуры. Стул обязательно должен быть со спинкой.

Время перед сном. Ограничивайте после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр телевизора, игры на компьютере и т. п.). Лучший способ подготовки ко сну — это прогулка, спокойные игры, чтение, рисование, а также обязательны гигиенические процедуры и подготовка одежды и школьных принадлежностей на следующий день. Надо приучить ребенка самому следить за содержимым портфеля, складывая его на завтра и сверяя с расписанием уроков, чтобы не носить за плечами лишних учебников и тетрадей.

Школьный ранец. В целях профилактики нарушений осанки у детей, очень важно, особенно в младших классах, правильно подобрать школьный портфель или рюкзак. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жѐсткая недеформируемая спинка, а также для безопасности на дорогах - фурнитура со светоотражающими элементами. Вес портфеля не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 кл. — 2 кг, 5–6 кл. — 2,5 кг, 7–8 кл.— 3,0 кг, 9–11-х кл.— 3,5 кг.

Сон. Современный школьник, который в течение дня получает достаточно большие учебные нагрузки, должен спать не менее 9- 10 часов. Систематическое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности на уроках. Очень важно, чтобы школьник всегда ложился и вставал в одно и то же время. В 21.00–22.00 ребенок должен быть уже в постели. Кровать должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату перед сном нужно хорошо проветривать. Школьникам рекомендуется увеличивать обычную продолжительность сна, хотя бы на 1 час, на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжѐнной умственной деятельности. Желательно, чтобы перед сном у ребѐнка сформировались положительные эмоции – похвалите его за успехи прошедшего дня.

Необходимо проходить с ребёнком медицинский осмотр у педиатра и специалистов не реже 1 раза в год.

Выполняя эти несложные рекомендации, Вы сохраните здоровье своих детей!

свернуть

Всемирный день борьбы с туберкулёзом

развернуть

24 марта - Всемирный День борьбы с туберкулёзом. дата выбрана неслучайно, именно в этот день более 300 лет назад Робертом Кохом был открыт возбудитель этого заболевания - микобактерия туберкулёза. 

Сегодня в 1-9 классах проведены уроки здоровья, состоялась встреча с медицинским работником ФАП аг.Томковичи Метлицкой М.И. В ходе данных мероприятий обучающие узнали где и как можно заразится туберкулёзом, какие симптомы заболевания, каковы механизмы диагностики и как уберечься от заболевания. Ребята обсудили меры профилактики.

свернуть

Всемирный День здоровья полости рта

развернуть

20 марта отмечается Всемирный день здоровья полости рта.

В учреждении образования пошли минутки и уроки здоровья, на которых ребята закрепили свои знания по профилактике заболеваний полости рта, вспомнили о частоте чистки зубов. В процессе игр и викторин закрепили знания.

 

Информационный материал 

По инициативе Всемирной стоматологической федерации (FDI World Dental Federation) ежегодно 20 марта во всем мире отмечается Всемирный день здоровья полости рта (World Oral Health Day – WOHD).

Этот международный день проводится для привлечения внимания общественности к вопросам здоровья полости рта, соблюдения правил гигиены и профилактики стоматологических заболеваний независимо от возраста.

Почти 90% населения мира страдает от заболеваний полости рта в течение своей жизни, и многих из этих проблем можно избежать, если заниматься профилактикой с раннего детства.

Основными стратегическими целями стоматологического здоровья являются:

  • пожилые люди должны иметь в общей сложности 20 естественных зубов в конце своей жизни, чтобы считаться здоровыми;

  • дети должны иметь 20 зубов во временном прикусе;

  • здоровые взрослые должны иметь в общей сложности 32 зуба и 0 кариозных полостей.

Впервые Республика Беларусь присоединилась к проведению Всемирного дня здоровья полости рта в 2016 году.

Основными моментами, на которые обращает внимание Программа профилактики, являются:

  • правильная и тщательная гигиена полости рта не менее чем 2 раза в день (утром и вечером после еды);
  • использование для гигиены полости рта фторид-содержащих зубных паст в концентрациях, согласно возрастным рекомендациям: детям в возрасте до 6 лет – с концентрацией фторидов 500 ppm размером с маленькую горошину, старше 6 лет, подросткам и взрослым –с концентрацией фторидов 1100-1500 ppm размером 1-1,5 см;
  • регулярное, не менее 2 раз в год, посещение стоматолога с профилактической целью;
  • правильное питание не менее 3 раз в день, исключающее избыточное содержание углеводов, особенно сахаров, и их длительное пребывание в полости рта.

Хорошие результаты в профилактике стоматологических заболеваний дает использование при приготовлении пищи пищевой фторированной (йодированно-фторированной) соли.

Здоровая полость рта и здоровое тело идут рука об руку. Поддержание здоровья полости рта имеет решающее значение для правильного функционирования и поддержания общего состояния здоровья и качества жизни.

Здоровый рот позволяет говорить, улыбаться, обонять, вкушать, прикасаться, жевать, проглатывать и передавать множество эмоций с уверенностью и без боли, дискомфорта и болезни. Независимо от возраста здоровье полости рта жизненно важно для вашего общего здоровья и благополучия.

Подробнее можно ознакомится с информационными материалами по ссылке:

https://minzdrav.gov.by/ru/novoe-na-sayte/vsemirnyy-den-zdorovya-polosti-rta-20-marta/

свернуть

Всемирный день охраны уха и слуха

развернуть

3 марта всемирный день охраны уха и слуха

Основные факты

  • В мире насчитывается 466 миллионов человек с инвалидизирующей потерей слуха, из них 34 миллиона детей.
  • Согласно оценкам, к 2050 году более 900 миллионов человек будут страдать от инвалидизирующей потери слуха.
  • Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.
  • 60% случаев потери слуха у детей вызваны предотвратимыми причинами.
  • 1,1 миллиарда молодых людей (в возрасте 12-35 лет) подвергаются риску потери слуха в результате воздействия шума в местах отдыха и развлечений.
  • Нерешенная проблема потери слуха обходится ежегодно в 750 миллиардов долларов США в глобальных масштабах. Мероприятия по профилактике, выявлению и принятию мер в отношении потери слуха эффективны по затратам и могут обеспечить значительные преимущества для людей.
  • Раннее выявление потери слуха является преимуществом для людей с потерей слуха, также им могут быть полезными слуховые аппараты, кохлеарные имплантаты и другие вспомогательные средства; субтитры и обучение языку жестов, а также другие формы помощи в обучении и социальной поддержки.

О Международном дне охраны здоровья уха и слуха

Рост проблем, связанных с потерей слуха у населения в глобальном масштабе, побудил Всемирную организацию здравоохранения учредить специальный день, посвященный охране здоровья уха и слуха, в  целях привлечения внимания общественности к важности сохранения у людей функции улавливать звуки. Ежегодно 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха (International Day for Ear and Hearing). Выбранная дата праздника имеет символическое значение. Числа, которыми она записана, по форме подобны человеческим ушам.

Тема Международного дня охраны здоровья уха и слуха 2023:

Помощь при заболеваниях уха и нарушениях слуха для всех! Давайте сделаем это реальностью

Всемирный день слуха 2023 подчеркнет важность интеграции помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в систему первичной медицинской помощи в качестве важного компонента всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Ключевые положения:

  • Заболевания уха и нарушения слуха являются одними из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются в обществе.

  • Более 60% из них могут быть выявлены и устранены на первичном уровне медицинской помощи.

  • Интеграция помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в службы первичной медико-санитарной помощи возможна благодаря обучению и наращиванию потенциала на этом уровне.

  • Данная интеграция принесет пользу людям и поможет странам продвинуться к цели всеобщего охвата услугами здравоохранения

Что можно сделать для того, чтобы не подвергать свой слух опасности?

  • Не повышайте громкость

Вы можете снижать уровень громкости при прослушивании музыки на персональных аудиоустройствах:

    • Соблюдайте безопасные уровни громкости. Определите безопасный уровень громкости на персональном аудиоустройстве путем установления громкости на комфортном уровне в тихой обстановке, который не должен превышать 60% от максимальной громкости.
    • Пользуйтесь защитными ушными вкладышами. При посещении ночных клубов, дискотек, баров, пабов, спортивных мероприятий и других шумных мест используйте ушные вкладыши для защиты слуха. Надлежащим образом вставленные ушные вкладыши могут способствовать значительному снижению уровня воздействия шума.
    • Пользуйтесь правильно подобранными вставными/накладными наушниками, по возможности, с шумоподавлением. Шумоподавляющие вставные и накладные наушники подавляют фоновый шум, что позволяет слышать звуки при сниженных уровнях громкости.
  • Ограничивайте время участия в шумных действиях
    • Устраивайте короткие перерывы в слушании. При посещении ночных клубов, дискотек, баров, пабов, спортивных мероприятий и других шумных мест устраивайте короткие перерывы и, таким образом, уменьшайте общую продолжительность воздействия шума.
    • Избегайте источников громких звуков. В местах с высоким уровнем шума, по возможности, держитесь подальше от таких источников звука, как громкоговорители.
    • Ограничивайте время ежедневного пользования персональными аудиоустройствами.
  • Контролируйте безопасные уровни громкости

Используйте технологию смартфонов для измерения уровней воздействия шума и получения информации о связанном с Вашим персональным аудиоустройством риске развития вызванной шумом потери слуха.

  • Не оставляйте без внимания признаки потери слуха

Обращайтесь к врачу-специалисту в области слуха в случае тиннитуса (звон или шум в ушах без внешнего акустического стимула) или если Вы с трудом слышите высокочастотные звуки, такие как дверной звонок, телефонный звонок или звонок будильника, с трудом понимаете речь, особенно при телефонных разговорах, или не можете расслышать собеседника в шумных местах, например, в ресторане или других местах скопления людей.

  • Регулярно проверяйте слух

Что такое потеря слуха?

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом (порог слышимости 25 дБ или ниже в обоих ушах), страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков. Так, например:

  • человеку с легкой потерей слуха бывает сложно расслышать собеседника в шумном месте, например, в ресторане;
  • человек с умеренной потерей слуха в состоянии расслышать и понять только громкую речь;
  • страдающие тяжелой потерей слуха не слышат даже очень громкие звуки, источник которых находится рядом с ними.

Понятие «тугоухости» применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно люди с потерей слуха общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами и другими вспомогательными средствами, а также субтитрами. Людям с более значительной потерей слуха могут помочь кохлеарные имплантаты.

«Глухие» люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Какие причины вызывают потерю слуха?

У новорожденных:

  • наследственность;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, сифилис и др.);
  • низкая масса тела при рождении;
  • гипоксия (недостаток кислорода) во время родов;
  • ненадлежащее употребление лекарственных средств во время беременности (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики);
  • тяжелая желтуха сразу после рождения, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

У детей и взрослых:

  • инфекционные заболевания, включая менингит, корь, свинку;
  • хроническая инфекция ушей;
  • скопление жидкости в ухе (средний отит);
  • прием некоторых лекарственных средств (таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний);
  • травма головы или уха;
  • чрезмерный шум, в том числе на рабочих местах, например от оборудования или взрывов;
  • воздействие громких звуков независимо от типа их источника (например, регулярное посещение концертов, ночных клубов, баров и спортивных мероприятий);
  • использование персональных аудиоустройств на небезопасных уровнях громкости;
  • закупорка наружного слухового прохода ушной серой или инородными телами.

Признаки возможной потери слуха

Ваш ребенок, возможно, страдает потерей слуха, если он или она:

  • не реагирует на звуки;
  • плохо понимает вашу речь;
  • страдает задержкой или нарушениями речевого развития;
  • у него или у нее наблюдаются выделения из уха;
  • часто жалуется на боль или заложенность в ухе.

Во взрослом возрасте подозрение на потерю слуха должно возникнуть, если Вы:

  • вынуждены часто переспрашивать собеседников;
  • склонны прибавлять громкость, слушая радио или смотря телевизор;
  • то и дело теряете нить разговора;
  • слышите звон в ушах;
  • получаете от окружающих замечания о том, что говорите слишком громко.

Профилактика потери слуха

Считается, что, в целом, половину всех случаев потери слуха можно предотвращать с помощью медико-санитарных мер.

В число простых стратегий профилактики входят следующие:

иммунизация детей против детских болезней, включая корь, менингит, краснуху и свинку;

  • иммунизация девочек подросткового возраста и женщин детородного возраста против краснухи до наступления беременности;
  • предотвращение цитомегаловируса у беременных женщин путем надлежащей гигиены, выявление и лечение сифилиса и некоторых других инфекций;
  • укрепление программ охраны здоровья матери и ребенка, включая содействие безопасным родам;
  • соблюдение надлежащей гигиены ушей;
  • уменьшение воздействия (как на работе, так и во время отдыха) громких шумов путем повышения осведомленности о рисках;
  • разработка и применение соответствующих законов и рекомендаций в отношении использования средств индивидуальной защиты, таких как беруши и шумоподавляющие внутриушные и головные наушники;
  • скрининг детей на средний отит с последующими надлежащими мерами медицинской помощи или хирургическими вмешательствами;
  • избегание применения некоторых лекарственных средств, которые могут быть вредными для слуха, применение только по назначению и под контролем квалифицированного врача;
  • направление новорожденных детей из групп высокого риска (при наличии глухих членов семьи или рожденных с низкой массой тела, асфиксией, желтухой или менингитом) для ранней проверки слуха, быстрой постановки диагноза и надлежащего ведения в случае необходимости;
  • введение в действие глобального стандарта ВОЗ-МСЭ для персональных аудиосистем и устройств. Это может быть сделано правительствами и производителями смартфонов и MP3-плееров. В случае его соблюдения, этот стандарт может способствовать предупреждению потери слуха по причине небезопасного прослушивания музыки, которое наносит вред слуху;
  • просветительная работа среди молодежи и всего населения в отношении потери слуха, ее причин, профилактики и выявления.

В учреждении образования прошли минутки здоровья, посвященные Всемирному Дню охраны уха и слуха. Ребята с удовольствием поиграли в знакомую с детства игру "Сломанный телефон". Проведены беседы по профилактике заболеваний органов слуха, составлены правила охраны органов уха и слуха.

свернуть