консультации для родителей первоклассников

Успешная адаптация к школе

развернуть

Консультация для родителей

Тема: Как родители могут помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к школьной жизни.

Адаптационный период в школе протекает у первоклассников очень тяжело. Обычно он длится от 1 до 2 месяцев, а школьные психологи оценивают его успешность через 1-2 четверти.

В этот период некоторые дети могут быть шумными, громкими, безудержно бегать по коридору, отвлекаться на уроках. Другие, наоборот, очень молчаливы, застенчивы, стараются оставаться незаметными и плачут при малейшей неудаче. У некоторых детей нарушается сон и аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам и книгам для совсем маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они обусловлены резкой сменой образа жизни ребенка, повышением требований, которым должен соответствовать ребенок.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер:

  • некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомлёнными, так как для них школа является стрессогенным фактором;
  • у других детей на протяжении дня не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, и эмоционального;
  • некоторые дети уже с утра выглядят переутомлёнными, у них появляются головные боли и боли в области живота, у некоторых по утрам развивается рвота.

Причины, которые дезадаптируют ребёнка и приводят его к неуспешности могут быть самыми разными:

  1. Недостаточная подготовленность ребёнка к школе – недоразвитая мелкая моторика (трудности в обучении письму), несформированность произвольного внимания (трудно работать на уроке, ребёнок не запоминает весь материал, пропускает задания учителя).
  2. Тревожность, как следствие семейных конфликтов – в семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребёнок растёт тревожным, нервным, неуверенным. Ребёнок не чувствует безопасность и любовь, и поэтому склонен панически реагировать на некоторые трудности, которые появляются в школе.
  3. Завышенные ожидания родителей – родители ожидают от ребёнка только высоких результатов, достижений и активно демонстрируют своё недовольство, если у ребёнка что – то не получается. Следствие: растёт тревожность, неуверенность в себе, формируется низкая самооценка. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших результатов заставляют несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролировать. Это приводит еще к большему торможению.

Как оказать помощь в адаптации к школе и как вести себя с ребёнком – первоклассником.

     Прежде всего, необходимо восстановить у ребёнка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, которые участвуют в учебном процессе (ребёнок – родитель – учитель). Вот некоторые рекомендации:

  1. Будите ребёнка спокойно. Он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  2. Не торопите. Умение рассчитывать время – Ваша задача, и если плохо удаётся – не вините ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся немного потрудиться.
  4. Пожелайте малышу удачи, подбодрите. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», Веди себя хорошо!» и т.д.
  5. После школы не торопите его садиться за уроки. Необходим отдых (2-3 часа), лучше, если это будет дневной сон.
  6. Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка.

- ни в коем случае не сравнивать его результаты с более успешными учениками;

 - сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов (если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это можно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителей).

  1. Укладывать спать лучше не позже 21.00 часов вечера. Лучше всего, если это будут сами родители (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ребёнком, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что Вы принимаете ребёнка, тогда он научиться раскрывать душу и освободиться от страхов, тревоги, спокойно заснёт.

Успехов Вам и Вашему маленькому первокласснику!

свернуть