Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
Консультация для родителей.
Тема: Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
Поступление детей в первый класс – всегда переломный момент в жизни ребёнка. Как сложиться новая жизнь вчерашнего дошкольника, во многом зависит от того, насколько подготовились они к этому этапу за предшествующий период.
«Первые годы развития ребёнка имеют огромное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела», - писала Н.К.Крупская.
Очень важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически крепким, здоровым. Особое внимание в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, укрепление нервной системы, формирование правильной осанки, нередко некоторые дети отстают в учении именно по состоянию здоровья, из – за многочисленных пропусков по болезни. Важно к моменту поступления в школу развить у ребёнка ловкость, гибкость, силу, выносливость, что немало важно с повышением работоспособности, которая в свою очередь необходима для достижения успеха в учебной деятельности.
От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением.
При переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредствованные формы регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы, социально выработанные способы действий. Психологическая готовность к школе включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия.
Изменяются и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по – другому – как к взрослому, у которого есть свои права и обязанности. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.
Старший дошкольник должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально – этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника.
Ребёнок, поступающий в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. А чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развивать у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.
Ребёнок, готовящийся к обучению в школе, должен иметь достаточно развитый уровень когнитивных (познавательных) процессов.
Подготовка к школе включает в себя и формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. А быть школьником – это уже осознаваемая ступенька вверх к взрослости, да и учёба в школе воспринимается им, как ответственное дело.
Социальная готовность к школе включает формирование у детей таких социально – личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями.
Степень сформированности таких умений во многом зависит от личностных качеств ребёнка, от воспитания и эмоционального климата.
Серьёзного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и необходимое. Для этого нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. В этом возрасте необходимо развивать способность не только действовать по моральным мотивам, но и отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекало.
Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и операционной сторон, т.е. характерного для ребёнка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому первоначально необходимо воспитание мотивов достижения цели. Необходимо формировать у детей стремление не отступать от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ребёнку самостоятельно, лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других волевых качеств, помогающих шестилетке управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребёнка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств» (Л.С.Выготский).
Литература:
К 6-7 годам ребёнок должен знать и уметь:
Консультация для родителей
Тема: Как родители могут помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к школьной жизни.
Адаптационный период в школе протекает у первоклассников очень тяжело. Обычно он длится от 1 до 2 месяцев, а школьные психологи оценивают его успешность через 1-2 четверти.
В этот период некоторые дети могут быть шумными, громкими, безудержно бегать по коридору, отвлекаться на уроках. Другие, наоборот, очень молчаливы, застенчивы, стараются оставаться незаметными и плачут при малейшей неудаче. У некоторых детей нарушается сон и аппетит, они становятся очень капризными, появляется интерес к игрушкам и книгам для совсем маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они обусловлены резкой сменой образа жизни ребенка, повышением требований, которым должен соответствовать ребенок.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер:
Причины, которые дезадаптируют ребёнка и приводят его к неуспешности могут быть самыми разными:
Как оказать помощь в адаптации к школе и как вести себя с ребёнком – первоклассником.
Прежде всего, необходимо восстановить у ребёнка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, которые участвуют в учебном процессе (ребёнок – родитель – учитель). Вот некоторые рекомендации:
- ни в коем случае не сравнивать его результаты с более успешными учениками;
- сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов (если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это можно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителей).
Успехов Вам и Вашему маленькому первокласснику!
свернуть