Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
16.09.2022 года на учебном занятии по учебному предмету "История Беларуси" в рамках изучения темы "Беларусь в период Отечественной войны 1812 года", учащиеся не только изучили основные боевые действия на территории нашей страны с помощью исторической карты и атласов, узнали о положении населения, рассмотрели план "Огинского" с помощью историческому источнику...
Ребята провели инсталляцию боевых действий, изготовив макет. Они визуально изучили амуницию наполеоновской армии, проиграли изгнание наполеоновской армии с территории нашей страны.
07.04.2022 учителя начальных классов приняли участие в районном методическом объединении учителей 2-х классов.
Тема: "Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов путём создания и использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования когнитивных средств визуализации учебного материала".
Ефремова Вероника Леонидовна и Шалыгина Татьяна Антоновна представили видеофрагмент урока по белорусской литературе.
Заглянуть на урок можно по ссылке https://cloud.mail.ru/public/s7Ss/CyfVJVpLZ
свернутьСовременный урок
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок образовательного процесса.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Типология уроков
Выделяются пять типов уроков:
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
Целепологание урока
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Задача - это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели.
Целепологание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.
Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс.
Исходя из этих соображений и новым рекомендациям ученых (в частности Запрудского Н.И.) предлагаются следующие способы постановки образовательной цели урока через деятельность учащихся:
Тип урока |
Примеры формулирования цели урока |
Уроки изучения нового учебного материала |
– учащиеся должны иметь представление о ... – учащиеся должны иметь общее понятие о ... – учащиеся должны распознавать ... |
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков |
– учащиеся должны понимать содержание ... – учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях ... – учащиеся должны уметь выявлять закономерности ... – учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации – учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание ... – учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания ... |
Комбинированные уроки |
– учащиеся должны знать ... – учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать) – учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания ... |
Уроки обобщения и систематизации |
– учащиеся должны знать ... – учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал ... – учащиеся должны уметь делать обобщение ... |
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков |
– учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре ... – учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу ... – учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ... – учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию ... – учащиеся должны владеть компетенцией ... – учащиеся должны выполнить тест, самостоятельную работу … |
Ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки |
Как нельзя формулировать |
Подмена цели содержанием |
«Познакомить учащихся с ...» |
Подмена цели методом обучения |
«Рассказать учащимся о …» «Показать учащимся …» |
Подмена цели процессом деятельности |
«Учащиеся решают задачи по теме ...» «Учащиеся выполняют работу ...» |
Учитель для урока определяет не воспитательные и развивающие цели, а задачи воспитания и развития.
Для формулировки задач воспитания и развития используют глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т.д. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать.
Примеры развивающих задач:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях…»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов…»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
Примеры воспитательных задач:
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся…»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе…»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении…»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Структура уроков
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок изучения нового материала:
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Урок формирования умений и навыков:
Урок применения знаний, умений и навыков:
Урок повторения:
Повторительно-обобщающий урок:
Урок контроля и коррекции:
Комбинированный урок:
Структурные элементы урока
1.Организационный этап.
3.Этап всесторонней проверки ЗУН.
9.Подведение итогов урока.
Методы обучения
По источнику знаний выделяют словесные, практические и наглядные методы обучения (МО).
Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся.
Наглядные методы ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся.
Практические методы направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.
В г р у п п е с л о в е с н ы х М О в ы д е л я ю т с л е д у ю щ и е:
– объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, иначе говоря, раскрывается логическая природа того или иного явления;
– рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;
– работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
– описание – вид устного изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;
– рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
– беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.
В г р у п п е н а г л я д н ы х М О в ы д е л я ю т: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.
В г р у п п е п р а к т и ч е с к и х М О в ы д е л я ю т:
– наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;
– опыт – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;
– лабораторную работу, упражнения и др.
Характеристика методов обучения:
1) объяснительно-иллюстративные МО отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания;
2) репродуктивные МО способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
3) методы проблемного обучения:
– проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;
– частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;
– исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;
4) методы организации учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические;
– аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
– репродуктивные, проблемно-поисковые;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
5) методы стимулирования и мотивации:
– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
6) методы контроля и самоконтроля:
– устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
– письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
– методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);
7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
– классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);
– определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.);
– различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
– деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);
8) методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является, с точки зрения задач умственного развития учащихся, жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством
Использование методов мотивации и стимулирования обучающихся
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
III. В о л е в ы е: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
Оценивание учащихся
Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном.
Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки.
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.
Первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).
Второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.
Третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.
Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
Методы контроля знаний учащихся (метод – система определённых приёмов обучения):
– устные;
– письменные;
– графические;
– программированные;
– комбинированные.
У с т н ы е: опрос учителем, взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог.
П и с ь м е н н ы е: контрольные работы, работа по карточке, письменный зачёт, письменный опрос, решение задач, составление задач, составление плана, тесты.
И г р о в ы е: викторины, «Дуэли», соревнования, игры на внимание, тематические праздники.
Г р а ф и ч е с к и е: опорные конспекты, графические диктанты, работа с контурной картой, составление схем, чертежей, тематический рисунок.
П р о г р а м м и р о в а н н ы е: компьютерные тесты, компьютерные лабораторные работы, компьютерное моделирование, слайд-презентация ответа, сообщения.
К о м б и н и р о в а н н ы е: самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели.
Формы контроля знаний учащихся:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные;
– дифференцированные.
Виды контроля:
– входной;
– текущий;
– рубежный;
– итоговый.
Учителю также нужно подумать, можно ли не оценивать ответ ученика, если он оказался ниже ожидаемого. Считается правильным, если уже при первой встрече рассказать учащимся о критериях оценок, чтобы они поняли основные требования, которых придерживается учитель, оценивая их знания.
Учитель должен соблюдать единые требования в организации контроля и оценки знаний учащихся:
- объективность, т.е. соответствие оценки знаниям, умениям и отношению к учебе школьников;
- всесторонность, т.е. полный учет знаний, умений и навыков учащихся и различных видов работы ученика на протяжении урока;
- гласность и ясность, т.е. доведение до учащихся обоснованности оценки;
- действительность т.е. нельзя оценивать ответ учащегося в зависимости от его дисциплинированности, поведения на уроке.
Рефлексия
Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Виды
По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
По цели:
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Замечание по рефлексии
Гигиенические требования к уроку
Требования к технике проведения урока
Вывод «Деятельность современного педагога на уроке»
Образовательный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях, не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.
Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.
В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение — доступных для учащихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.
Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке — один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.
Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения недисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.
Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.
Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досадная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.
Содержание и ход занятий |
Характеристика этапов традиционного занятия |
Характеристика этапов современного занятия |
I. Организационный момент: – своевременность начала занятия, выполнение единых требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду учащихся; – сообщение темы и цели занятия (с проведением мотивации, актуализации и реализации профильности, с привлечением учащихся к постановке целей и т. д.) |
1) Внешняя мотивация (преобладание волевых методов: принуждение и др.); 2) авторитарный характер предъявления требований; 1) неконкретность и недиагностичность цели; 2) доминирование обучающей цели (ЗУН); 3) формулирует педагог; 4) цели – для преподавателя; 5) ориентация на уровень обученности |
1) Внутренняя мотивация (преобладание познавательных, эмоциональных, социальных методов: убеждение и др.); 2) демократический характер предъявления требований; 1) конкретность, четкость, диагностичность цели; 2) доминирование образовательной цели; 3) формулируют сами или совместно с педагогом; 4) цель – для всех участников; 5) ориентация на уровень обучаемости и развития учащихся (образованности) |
II. Контроль исходного уровня знаний (целесообразность использования форм контроля, выбранных преподавателем на практическом занятии, на уроке или семинаре: четкость постановки вопросов, практических заданий, ситуационных задач, привлечение учащихся к разработке дидактических материалов, использование различных форм учебной работы, организация проверки самостоятельной работы учащихся и т. д.) |
1. Преобладание фронтальных, групповых форм контроля. 2. Не всегда целесообразное или стихийное использование форм контроля. 3. Преобладание направленных (адресных) вопросов. 4. Проведение контроля самим преподавателем. 5. Формальное, стихийное, бессистемное привлечение учащихся к разработке дидактических материалов. 6. Использование пассивных методов диагностики (тесты, анализы документации, работ учащихся и др.). 7. Организация преподавателем проверки самостоятельных работ учащихся |
1. Ориентация на само- и взаимоконтроль (преобладание индивидуально-парных форм контроля). 2. Целесообразность форм контроля, т. е. соответствие целям и задачам на каждом этапе. 3. Оптимальное сочетание направленных и не-направленных вопросов. 4. Привлечение учащихся к постановке контрольных вопросов и оцениванию знаний. 5. Целенаправленное, систематическое привлечение учащихся к осознанной самостоятельной разработке дидактических материалов. 6. Использование активных методов диагностики (АКС, анализ си-туационных задач и др.). 7. Организация самопроверки и взаимопроверки |
III. Объяснение нового материала |
1. Оптимальность объема в зависимости от уровня подготовленности учащихся. 2. Ориентация на инвариантный объем изучаемого материала 3. Ориентация на дидактические принципы: доступности, наглядности, прочности. 4. Информационная направленность учебного процесса. 5. Преобладание традиционных (репродуктивного и объяснительно-иллюстративного) методов обучения. 6. Использование информационно-сообщающих и инструктивно-практических методов преподавания. 7. Ориентация на исполнительский метод учения |
1. Одинаковый (оптимальный) объем для всех учащихся. 2. Оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей изучаемого материала 3. Ориентация на дидактические принципы: научности, систем-ности, сознательности и активности, связи теории с практикой. 4. Развивающая направленность учебного процесса. 5. Преобладание активных методов обучения – программированного, проблемного, эвристического и др. 6. Использование объяснительно-побуждающих и проблемно-по-буждающих методов преподавания. 7. Использование продуктивно-практических, частично-поиско-вых и творчески-поисковых методов учения |
IV. Организация практической части |
1. Неполное соответствие поставленным целям используемых методов обучения (нецелесообразность). 2. Формальное проведение инструктажа. 3. При организации рабочего места учащегося использование волевых методов мотивации |
1. Полное соответствие выбранных методов обучения целям занятия (целесообразность). 2. Формирование осознанного отношения к полученному инструктажу. 3. При организации рабочего места учащегося использование эмоционально-познавательных методов мотивации |
4. Наличие дидактических материалов для учащихся: объяснительно-иллюстративный характер методических указаний; одинаковые задания для всех учащихся. 5. Репродуктивный характер самостоятельной работы учащихся |
4. Наличие дидактических материалов для учащихся: проблемно-поисковый характер методических указаний; дифференцированные задания для учащихся. 5. Частично-поисковый характер самостоятельной работы учащихся |
|
V. Оформление учебной документации |
Формальные требования к оформлению учебной документации |
Формирование осознанного отношения к оформлению учебной документации |
VI. Закрепление (использование дидактических заданий, методов получения обратной связи и активизации познавательной деятельности учащихся) |
1. Использование традиционно-репродуктивных форм опроса с целью воспроизведения полученных знаний. 2. Преобладающий метод получения обратной связи – монолог. 3. Доминирование направленных вопросов при закреплении. 4. Уровень совершенствования знаний – уточнение, углубление, расширение знаний |
1. Использование интерактивных, диалогичных, диагностических форм и методов определения уровня усвоения изученного материала. 2. Методы получения обратной связи – диалог и полилог. 3. Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов для активизации познавательной деятельности учащихся. 4. Уровень совершенствования знаний – систематизация и актуализация знаний |
VII. Подведение итогов занятия |
1. Субъективизм в оценках, формальное, количественное оценивание без комментария. 2. Оценивание в основном самим преподавателем. 3. При оценивании качества знаний учащихся – приоритет прочности и объемности |
1. Объективность оценок, индивидально-дифференцированное, качественное оценивание с комментариями для усиления воспитательного значения оценки. 2. Взаимо- и самооценка. 3. При оценивании – ориентация на осознанность, системность и мобильность полученных знаний |
VIII. Задание на дом |
1. Недифференцированные задания для всех. 2. Отсутствие свободы выбора: объема, уровня сложности и формы представления домашнего задания. 3. Неоптимальность объема домашних заданий. 4. Акцентирование внимания учащихся на главные вопросы |
1. Дифференциация заданий. 2. Возможность выбора учащимися объема, уровня сложности, формы представления результатов д/з. 3. Оптимальный объем заданий. 4. Акцентирование внимания учащихся не только на главные, но и на сложные вопросы с целью прогнозирования возможных затруднений и ошибок |
Оценка цели и результатов занятия: 1) степень конкретности и четкости цели; 2) её диагностичность |
Недостаточная четкость и конкретность цели; недиагностичность цели |
Конкретность и четкость цели; диагностичность (проверяемость) |
3) степень обучающего воздействия на учащихся; 4) развивающий характер занятия; 5) степень воспитательного воздействия |
доминирование обучающей цели на занятии; слабо выражен или отсутствует; формальный характер |
единство обучающей, развивающей и воспитывающей целей; доминирование развивающей цели занятия; личностно-воспитывающий подход в обучении |
Деятельность преподавателя: 1) характеристика дидактической системы; 2) особенности индивидуальной методической системы: – формы обучения; – методы обучения; – методы преподавания; – формы организации учебной работы учащихся; – дидактические средства; – приемы обучения |
Компоненты традиционной системы обучения: традиционные: лекции, семинары, практические занятия; репродуктивные, объяснительно-иллюстра-тивные; информационно-сообщающие и инструктивно-практические; доминирование фронтальных форм; учебники, оборудование; традиционные |
Компоненты развивающей, личностно ориентированной систем обучения: нетрадиционные: проектные, бинарные занятия и др.; интерактивные методы обучения; проблемно-побуждающие; разнообразие форм (индивидуальных, групповых и др.); профессиональные умения (педтехника), ораторское мастерство и др.; авторские |
Деятельность учащегося (оценка основных характеристик учащихся на занятиях): – степень познавательной активности, творчества и самостоятельности; – уровень совершенствования знаний, умений, навыков; – качество знаний; – мотивация, способствующая организованности и заинтересованности |
Доминирование исполнительского метода учения; репродуктивный характер самостоятельной работы; уточнение, углубление, расширение знаний, умений, навыков; приоритет прочности и объемности; эпизодическая, внешняя (доминирование волевых методов) |
Приоритет продуктивно-практических, поисковых и творческих методов учения; поисковый характер самостоятельной работы; систематизация и актуализация знаний, умений и навыков; ориентация на осознанность, системность, мобильность полученных знаний; систематическая, внутренняя (использование социальных, эмоциональных и познавательных методов) |
Самоанализ урока
В а р и а н т 1
В а р и а н т 2
Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.
а) полнота и целостность отражения вопросов программы;
б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;
в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;
г) межпредметные связи.
III. Методы обучения на уроке.
VII. Деятельность учащихся на уроке.
VIII. Общая оценка урока.
а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.
б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.
в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?
г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?
Вариант 3
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.
В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.
Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.
Вариант 4
№ |
Вопросы самоанализа урока |
Примерные ответы по самоанализу урока |
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? |
Урок закрепления после изучения блока уроков по теме: «...». |
|
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учеников). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? |
В классе обучаются дети разных уровней. Сильных -... учеников, слабоуспевающих - ... учеников. При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности: быстрая смена видов деятельности, плавное переключение внимания, подбор дифференцированных заданий. |
|
Какова цель урока; дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реального урока. |
Цель сформулирована чётко и кратко, в ней заложен конечный результат урока; цель урока находится во взаимосвязи с задачами и темой урока. Цель сформулирована таким образом, что она была понятна и осознана учениками. |
|
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке |
Для реализации цели урока при отборе учебного материала учитывались: познавательные интересы, потребности учащихся, занимательные факты, активизирующие деятельность учащихся, материалы, требующие мыслительной активности и системы рассуждений. |
|
Рационально ли было распределено время, отведенное на все эти этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами. Показать, как другие этапы работали на главный этап. |
Урок построен так, что один его структурный компонент, завершаясь логически, переходил в другой, при этом перед каждым новым этапом ставились цель и новая задача, а в конце анализировалось ее достижение. |
|
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока. |
Дидактический материал, ТСО, наглядные пособия органически вписывались в каждый этап урока, способствовали активизации учащихся, более прочному усвоению знаний. |
|
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? |
Контроль на уроке носил формирующий характер, активно использовался самоконтроль, самоанализ, рефлексия. |
|
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? |
На мой взгляд, урок достиг своей цели. Знания учащихся по теме были закреплены в творческой форме. |
|
Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя. |
В начале урока было создано определённое эмоционально-положительное отношение к уроку, которое при помощи системы поощрений, создания ситуации успеха удалось поддержать на протяжении всего урока |
|
Наметить перспективы своей деятельности. |
Приобретённые умения и навыки помогут учащимся при изучении других частей речи. |
свернуть