Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызме Дзяржынскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
«Томкавіцкая базавая школа»
В период подготовки и проведения выпускных экзаменов, вступительных испытаний с 5 мая по 9 июня 2023 г. организована работа «горячих» телефонных линий по следующему графику:
Гапанькова Галина Владимировна – начальник управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома – понедельник с 9.00 до 11.00 телефон 8(01716)76345
Горкавчук Татьяна Степановна – заведующий Дзержинским районным учебно-методическим кабинетом – среда с 9.00 до 11.00 телефон 8 (01716)76631
По вопросам подготовки и проведения выпускных экзаменов, профориентации обращаться:
Балашова Анна Алексеевна - директор государственного учреждения образования "Томковичская базовая школа", понедельник-пятница 10.00-13.00, 14.00-16.00; суббота 10.00-12.00;
Холодинская Анастасия Владимировна - заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования "Томковичская базовая школа", среда, четверг 15.00-16.00.
свернутьВЫПИСКА ИЗ ПРАВИЛ
проведения аттестации учащихся
при освоении содержания
образовательных программ
общего среднего образования
ГЛАВА 5
ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 0 баллов или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
56.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
56.2. на основании приказа Министра образования - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
56.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:
учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный Министерством здравоохранения;
учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;
учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
56.4. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования, - кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
(п. 56 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
на основании приказа Министра образования - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету;
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
учащиеся (их законные представители), указанные в абзацах пятом, шестом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;
учащиеся (их законные представители), указанные в абзаце седьмом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, копию свидетельства о рождении ребенка;
Министерство спорта и туризма не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов представляет в Министерство образования списки учащихся, указанных в подпункте 56.4 пункта 56 настоящих Правил.
(абзац введен постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.
Учащимся, указанным в пункте 57 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 баллов.
ГЛАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов, в том числе по учебному предмету "Русский язык" или учебному предмету "Белорусский язык" (по выбору учащегося).
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Учащиеся учреждений общего среднего образования или классов (групп) в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства, наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по языку национального меньшинства.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Часть исключена. - Постановление Минобразования от 28.01.2019 N 13.
Учащиеся базовой школы - колледжа искусств, средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
Учащиеся средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
сроки проведения выпускных экзаменов;
не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;
проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;
обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня;
конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, определяемые Министерством образования.
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
(в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и трех членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.
В состав экзаменационной комиссии в качестве педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен, может быть включен любой педагогический работник, преподающий данный учебный предмет в учреждении образования.
(часть третья п. 69 введена постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В случае отсутствия в учреждении образования необходимого количества педагогических работников для формирования составов экзаменационных комиссий по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа в состав экзаменационных комиссий могут включаться педагогические работники других учреждений образования.
(часть четвертая п. 69 введена постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
4 астрономических часа - по учебному предмету "Математика";
1 астрономический час - по учебным предметам "Белорусский язык", "Русский язык".
5 астрономических часов - по учебному предмету "Математика";
4 астрономических часа - по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык".
Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на вопросы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
(часть вторая п. 77 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
(п. 78 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
Итоговая отметка выставляется:
на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.
В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.
В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебного предмета "Белорусский язык", то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется экзаменационная отметка.
(п. 85 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
85-1. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебный предмет "Русский язык", выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись "не изучал(а)".
Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебного предмета "Русский язык", то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется экзаменационная отметка.
(п. 85-1 введен постановлением Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись "не изучал(а)".
В случае, если учащиеся при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Белорусский язык", "История Беларуси", они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационной отметки в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью). Экзаменационная отметка за речевое оформление устного ответа в таком случае этим учащимся не снижается.
(п. 86 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) вносится запись "не изучал(а)".
В случае, если учащиеся при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Русский язык", "История Беларуси", они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационной отметки в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).
(п. 87 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
На основании заявления законных представителей и по ходатайству Министерства спорта и туризма, направленному в учреждение образования, сроки проведения выпускных экзаменов могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения учреждения образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля для учащихся, которые принимают участие в официальных международных спортивных соревнованиях, в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
(п. 88 в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13)
свернуть
Рекомендации учащимся для успешной подготовке к экзаменам.
И так, как же распределить время при подготовке к экзаменам?
Как готовиться к экзаменам?
- прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать для этого обои, достаточно какой-то картинки, подушки, вазы в таких тонах.
-Составьте план подготовки на каждый день. Необходимо четко определить, что именно сегодня будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы каждого предмета.
- Конечно, хорошо начинать работать - пока не устал, пока свежая голова с самого трудного раздела. Но бывает так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, «нет настроения». В таком случае полезно начать напротив с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более интересен. Возможно, постепенно вработаетесь и дело пойдет.
- Чередовать время работы и отдыха. Н-р, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время вымыть посуду, сделать гимнастику для глаз, полить цветы и т.п. Но ни в коем случае не смотреть телевизор или работать с компьютером.
- Готовясь к экзамену не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете по этому вопросу, и лишь затем проверяйте себя по учебнику.
- Обращайте внимание на подзаголовки, главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст.
- В конце каждого дня подготовки проверьте, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые вы проработали в этот день.
- При подготовке к экзаменам полезно составлять план ответа, записать его. Моторная память – неплохой помощник. Выручит.
- Материал старайтесь структурировать за счет составления плана, схем, чертежей, причем обязательно делайте это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминаний, повторении про себя, смешивается УЗНАВАНИЕ и РЕАЛЬНОЕ знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным.
- Если вам начинает казаться, что выучить просто невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, ПОДУМАЙТЕ о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не «Ой, мамочки, я ничего не знаю». А взять конспект или учебник и пролистать его, и вы увидите, как много уже выучили и как мало осталось.
- Главное надо помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять.
- Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) – в общем научитесь хорошо выполнять практические задания, и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
- Никогда не думайте, что провалитесь. Мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале – не только мешают вам сосредоточиться, создавая напряжение, они позволяют вам ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет).
- Постарайтесь закончить работу накануне экзамена, хотя бы в первой половине дня, чтобы к вечеру просмотреть весь материал, заострив внимание на более трудных вопросах.
- Тренируясь при ответах, помните, что ваша речь, весь вид, должны выражать уверенность в себе и в своих знаниях.
- Бессонная ночь перед экзаменом – это ошибка. Не забывайте про сон. Хорошо выспитесь перед экзаменом. Обязательно прогуляйтесь на свежем воздухе. Не занимайтесь до потери сознания.
- Каждому известно: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену не хватает всего одной, последней перед ним НОЧИ. Это ЕРУНДА.
Вы устали и не надо себя переутомлять.
Напротив, с вечера перестаньте готовиться.
Умойтесь.
Совершите прогулку.
ВЫСПИТЕСЬ, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, СИЛЫ, и даже некоторой агрессии.
- Утром позавтракайте.
- Непосредственно перед экзаменом «зубрежку» лучше не повторять, в памяти остается материал, отработанный в последние минуты. Но если вам будет легче, то конспект держите в руках.
- Не спешите по дороге на экзамен. Спешка – отрицательное возбуждение.
- Собираясь на экзамен, не забывайте и о своем внешнем виде. Аккуратный и опрятный человек всегда вызывает симпатию со стороны экзаменатора.
Как вести себя на экзамене?
Будь то письменный или устный экзамен, настройте себя на работу; не паникуйте, что ничего не знаете (если, конечно, все повторили).
- Увидев текст письменной работы, не хватайтесь за работу со словами: "О! Я это знаю!". Прочитайте бегло текст, чтобы познакомиться с содержанием работы.
- Читая второй раз, к каждому заданию мысленно составьте план. Незнакомые задания оставьте, пропустите, вернетесь к ним позже.
- Начинайте решение самого легкого для вас задания, оформите его в черновике так, чтобы при переписывании не тратить много времени.
- Остальные задания решайте по степени сложности.
- И не забудьте оставить время на проверку.
свернуть