Выпускніку

По вопросам подготовки и проведения выпускных экзаменов, профориентации обращаться:

Балашова Анна Алексеевна - директор, понедельник-пятница 10.00-13.00, 14.00-16.00; суббота 10.00-12.00;

Дым Ольга Викторовна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, среда, четверг 15.00-16.00.

Как готовиться к экзаменам?

 Подготовка к экзамену:

Подготовка к экзамену начинается с организации места для занятий.

Необходимо убрать лишние вещи, удобно поместить литературу (учебники, справочники). Психологи считают, что хорошо ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, т. к. они повышают интеллектуальную активность. Лучше всего готовиться по темам изучаемого предмета, а не по вопросам билетов. Поиск ответов на вопросы займет намного больше времени и сил. Важно проанализировать весь материал, накопленный за период учебы: записи уроков, лекций, выполненные задачи и упражнения, проведенные исследования. При этом активно используйте консультации учителя.

По окончании работы над темой или вопросом необходимо мысленно кратко представить себе план ответа. Помните, что в будущем ответе вам придется давать определения каждому понятию, включенному в вопрос.

ПОМНИТЕ, что учитель, экзаменатор оценивает не только содержание ответа, но и вашу культуру речи, умение держаться уверенно, логически мыслить.

ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно чередовать работу и отдых. Подготовка к экзамену - огромная нагрузка на память. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течении дня. Память наиболее цепкая между 8-12 часами. Позже продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова постепенно повышается и при отсутствии сильного утомления достигает высоко уровня к вечеру.

Готовясь к экзамену не нужно стремиться к тому, чтобы прочитать или запомнить весь учебник. Поэтому со всей информации выбирайте самое существенное. Это в первую очередь те данные, которые станут опорами при ответе. Прочитав вопрос сначала вспомните и обязательно запишите все, что вы знаете, поэтому вопросу и только после этого проверьте себя по учебнику.

Практические задания лучше рассказывайте в слух, как вы их вы выполняли, каким был ход ваших действий и рассуждений. Очень полезно при подготовке к экзаменам структурировать материал путем составления плана, схем, причем делать это не в уме, а на бумаге. По существу это шпаргалка, которую полезно готовить. Здесь подключается не только зрительная память, но и двигательная.

Ответы на наиболее сложные вопросы полностью развернуто расскажите кому-нибудь, причем постарайтесь это сделать так, как требуют на экзамене. Перед устным экзаменом хорошо попробовать рассказать наиболее сложные вопросы перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Психологи установили, что чем больше отличий в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию и когда он ее воспроизводит, тем тяжелее ему отыскивать это информацию в памяти.

Не забывайте, что в конце каждого дня подготовки стоит проверить, как вы усвоили материал: снова коротко запишите планы всех вопросов, которые были выучены за этот день.
 
ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы все снова повторить. Не повторяйте билеты по порядку, лучше запишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз прежде, чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Рассказывайте только то, в чем чувствуете сложность.

ЗНАЙТЕ, что ваша речь, весь ваш ответ, внешний вид должны выражать уверенность в себе и в своих знаниях. Известно, что голос, поза , жестикуляция не только выдают состояние человека, но и по принципу обратной связи могут влиять на него, то есть когда человек принимает уверенную позу и начинает говорить спокойным уверенным голосом, то он сам становится более спокойным и уверенным в себе.

Когда вы очень боитесь, попробуйте прием, который называется «доведение до абсурда », постарайтесь, как можно сильней напугать себя. Представьте себе самые страшные подробности и ужасные последствия.
 
ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Взяв билет, прочитав задание на доске, познакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, который пусть не намного, но легче для вас. Напишите примерный план ответа. Пишите даже то, что сначала может показаться вам не нужным, это поможет вам в процессе письма вспомнить еще какие-нибудь факты.

Если есть возможность прикрепите листок со своим планом к листу к экзаменационным вопросами, и экзаменатор увидит, что вы написали план ответа заранее и у вас методический склад ума. Если возможно, сформулируйте короткий ответ на все вопросы в первом же предложении первого параграфа.

Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вы уяснили и вы имеете правильное представление о предмете. Когда вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросаются в глаза экзаменатору. Убедитесь, что в готовом ответе есть вступление, основная и заключительная части.

Если внезапно оказывается, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень мало, не бросайтесь в панику, а сразу начинайте записывать все, что вы когда либо слышали по этому вопросу. Если вы вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве А.С. Пушкина нужно поговорить о принципах поэтического творчества вообще». Когда вы на полу слове забыли, что надо говорить прежде всего не теряйте голову. А сохраняйте спокойствие хотя бы внешне, потом, в конце, можно вернуться к тому, что пропустили. Когда вы почти закончили отвечать и тут, наконец, вспомнили про то, что хотели рассказать, ничего страшного. Закончите говорить то, что говорили, а потом расскажите то, что пропустили. Не в коем случае не прерывайте ответ. Можно сказать так: «Вернемся к…».

Если экзаменатор в резкой и неприятной форме требует что-то уточнить, повторить или еще хуже «бросает» неприятные реплики, кажется, что все хотят вас завалить. Не обращайте внимание на это. Сконцентрируйте внимание на ответе. Отвечайте коротко и ясною

Если вы оговорились, и все начали смеяться – не переживайте, это может случиться с каждым. По смейтесь вместе со всеми и все. Если оговорку никто кроме вас не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не случилось.

Если вам задают дополнительный вопрос, не пугайтесь, не спишите с ответом. Прежде, чем говорить, сформулируете ответ в мыслях.

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 5 августа 2011 г. N 8/23993

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 июня 2011 г. N 38

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

На основании пункта 3 статьи 93 Кодекса Республики Беларусь об образовании, подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. N 1554, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

2. Установить, что Правила, утверждаемые пунктом 1 настоящего постановления, применяются при аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, учреждениях высшего образования.

3. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. N 108 "Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 40, 8/15651);

подпункт 1.2 пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 сентября 2008 г. N 81 "О внесении изменений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 237, 8/19538);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. N 31а "О внесении дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. N 108" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 94, 8/22136).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.