Школа актыўнага грамадзяніна

Марафон праектаў "Мы дзейнічаем" 

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.

Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ»
(«Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений
общего среднего образования


В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который
успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего
образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается
реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII
классов.
Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию
ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей
семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов
определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе
гражданской компетентности:
«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон»
+ «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» =
«Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Тематический блок Характеристики гражданской компетентности
«Я» Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
«Я и Семья» Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он – ответственный семьянин
«Я и Школа» Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым
знаниям
«Я и Малая родина» Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше
«Я и Закон» Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон
«Я и Общество» Активный гражданин социально активен, гордится народом своей
страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества
«Я и Природа» Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы, стремится к ее сохранению и защите
«Я и Культура» Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны
«Я и Планета» Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором


Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся
V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый
классный час месяца).


Тема классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:
Сентябрь «Я» 

Октябрь «Я и Семья» 

Ноябрь «Я и Школа» 

Декабрь «Я и Малая родина»

Январь «Я и Закон»

Февраль «Я и Общество»

Март «Я и Природа»

Апрель «Я и Культура»

Май «Я и Планета»

Содержание классного часа определяется классным руководителем с учетом характеристик гражданской компетентности. Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех участников образовательного процесса, учет организационных условий проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.